
 |
Архив
№ 03-04 (125) - 2013
ТЕМА НОМЕРА:
ЭКОТАЙМ
|
|
ПЯТНО НА ПАРАДНОЙ ОЛИМПИЙКЕ
В поселке Волна все местные жители знают, как надо поступать с дельфином, неожиданно оказавшимся на берегу. Ни в коем случае его нельзя сталкивать обратно в воду по песку – у дельфина очень тонкая нежная кожица, и ее можно расцарапать до крови. Надо сначала подложить под него тряпку, и только потом аккуратно возвращать в море.
Бизнес без большой дороги
Дельфины, уникальная природа, чистейшее море, прекрасные пляжи – до недавнего времени это были главные достопримечательности этих мест, предмет здешней гордости. Сюда специально ехали туристы, чтобы посмотреть на дельфинов. Поселок Волна расположен на берегу Черного моря, буквально на стыке с Азовским, и течения благословенным образом огибают его, сохраняя удивительно чистую прибрежную воду. А еще тут целебные грязи и морской конек, которого в Черном море уже почти не найти: он может жить только в чистой воде. Рядом с Волной в свое время даже стояла экспедиция команды Кусто, и тоже поражалась невиданной для Черного моря концентрации настоящей природной воды. Казалось бы, этот уникальный уголок Таманского полуострова создан для того, чтобы сохранить его России и развивать как курортную зону. Однако на Тамань началось паломничество химии, нефти, газа и прочей промышленности. Сейчас Таманский полуостров – один из самых противоречивых в экологическом отношении регионов России. С одной стороны, здесь расположено около 60% площадей виноградников Краснодарского края, работают более 28 баз отдыха, 4 пансионата, 12 детских оздоровительных учреждений, есть даже целые курортные поселки – как, например, Голубицкая. С другой – планируется разработка месторождений нефти и газа, к уже действующему порту Кавказ добавился порт Тамань, расположенный как раз рядом с поселком Волна, включенный в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и в программу «Стратегия-2020». Но одним из главных сдерживающих факторов промышленной экспансии стала позиция местной общественности. Вообще такой активной экологической общественности, как на Тамани, нет, наверное, больше нигде в Краснодарском крае. Например, благодаря местным активистам не состоялась идея строительства на Тамани метанолового завода и заморожено строительство терминала ОАО «Тольяттиазот». Поэтому, как правило, предприятие, начинающее свой бизнес на Тамани, вынуждено искать общий язык, приходить к политике открытости и социального партнерства. Хотя бывают и исключения – например, затянувшаяся «холодная война» с ООО «ЭФКО – Пищевые ингредиенты». Взаимных претензий за последнее время накопилось много. Настораживают общественников и две аварии на транспортировочной трубе компании, случившиеся в январе прошлого года, которым пытались не придавать огласки. После одной был загрязнен патокой морской берег, а в результате другой предположительно от 100 до 300 т патоки попали в Черное море. Патока – не самая вредная субстанция для моря, но ведь помимо этого компания транспортирует пальмовое масло, и если это вещество попадет в море, мало не покажется, предупреждают экологи. В 2011-м году, когда заработал морской терминал и был пущен Зерновой терминальный комплекс «Тамань», по укатанной дороге рядом с жилыми домами поселка Волна пошли тяжеловесы «Пищевых ингредиентов», груженые зерном. За сутки иногда более 500 автомобилей! Жить рядом с таким потоком пыли, копоти и шума стало невозможно. Конечно, местные жители начали бороться, забрасывать жалобами различные инстанции. УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю считает нарекания со стороны населения «справедливыми», и что «геометрические параметры и прочностные характеристики данных автомобильных дорог не позволяют обеспечивать безопасность дорожного движения при складывающейся интенсивности движения грузовых автомобилей». Но все остается без изменений. На фоне того, что из-за промышленной деятельности порта Тамань в поселке постоянно отключается электричество, нет воды, это только добавляет взаимной неприязни.
Десять миллионов страданий
По части нетрадиционного метода решения конфликтных ситуаций «ЭФКО» вообще лидер. «Вместо того чтобы находить общий язык с общественниками, они, судя по всему, решили жестко: мы сейчас с парой человек разберемся – остальные будут бояться», – говорит председатель ассоциации «Возрождение Тамани» Алла Никонорова. С жестким разбирательством Алла Владимировна уже тоже столкнулась: за критические выступления в прессе в отношении Никоноровой был подан иск в суд с требованием компенсировать понесенный ущерб в сумме 10 млн рублей. Это притом что, согласно затребованным документам, прибыль «Пищевых ингредиентов» за это время не снизилась даже на рубль, а напротив – выросла. Еще на десять миллионов тех же рублей «Пищевые ингредиенты» «настрадались» от деятельности Сергея Головина, придавшего гласности данные, что растительное масло этой компании перевозится в цистернах, в которых побывали нефтепродукты. И что? В итоге суд подтвердил правоту Головина. Накануне общественных слушаний по поводу «ЭФКО – Пищевые ингредиенты» был избит сопредседатель Темрюкской экологической общественной организации «За спасение Тамани!» Игорь Голубенков. Он говорит, что, прежде чем напасть, молодые люди даже представились, что они от компании «ЭФКО». – Но я, перебинтованный, еще больше хлопнул их на общественных слушаниях, – улыбается Игорь. – Я бы вообще от них отстал, если бы они построили с нами взаимоотношения по принципу открытости. Мы ведь добиваемся не наказаний и штрафов, а осознания ответственности за свою деятельность.
С широко закрытыми глазами
Председатель экологического комитета Ассоциации общественных объединений Темрюкского района «Возрождение Тамани» Александр Беляев считает: «Дело в том, что большой бизнес, который приходит на Тамань, не смотрит в корень проблемы. Здесь на каждый метр инфраструктуры надо вкладывать в несколько раз больше, чем в Центральной России. Таманский полуостров стоит на воде. У нас структура почвы такая, что нельзя ничего складировать, все уйдет в землю. В то же время на Тамани сейчас десятки несанкционированных свалок. Да еще у нас сейсмоопасная зона. А как строили ту же «ЭФКО», насколько добросовестно были проведены геологические изыскания, никто не знает. Государственный экологический мониторинг отсутствует. Сейчас идет опора на мониторинг самих предприятий. Но какая же своя экспертиза покажет, что экологическая обстановка неблагоприятная? Мы этот вопрос не один год поднимаем, но пока безуспешно». Дно Азовского моря – как качели, оно состоит из двух плит на глубине. Временами эти плиты «гуляют» и порождают волну. Так, в 1969 г. нагонная волна смыла несколько поселков как раз в окрестностях Темрюка, погибли сотни людей. А если подобное повторится? Ведь многие предприятия, да и цистерны с опасными продуктами, окажутся в море. Экологи твердят: любой бизнес, приходящий на полуостров, обязан вести себя цивилизованно, осознавая социальную ответственность за будущее чудесной природы, считаться с требованиями дня, а не руководствоваться сиюминутными желаниями урвать кусок пожирнее... Нужен план развития региона, и прежде всего курортной зоны. Но пока не совсем получается совместить порой весьма наглое вхождение бизнеса в Тамань с природоохранными воззрениями. Описанный сюжет с дорогой – показательный пример. Ведь на стадии решения о строительстве порта никто из тех, кто ставил на проекте разрешительные визы, не настоял на обустройстве обособленных подъездных путей, обеспечивающих пропуск возросшего грузопотока. Подобных примеров, когда без разрешения вдруг возникают нефтяные вышки, завозятся вредоносные для здешней почвы отбросы, затевается строительство производств, способных нанести вред окружающей среде, – предостаточно. Разве обо всем этом местные и региональные власти действительно ничего не знают? Или «не знают» почему-то? Я бывал раньше в этих местах. Восхищаюсь своеобразием и уникальностью природы самой Тамани. Неповторимый край! Жалко, что многое уже потеряно за прошедшее время. Потерять легче, чем потом найти. Меньше года осталось до Олимпиады, когда и сюда приедут туристы. Однако масляное пятно от внезапно прорвавшейся трубы может оказаться несмываемым не только для Тамани, но и столицы Сочи-2014, да и всего региона и нашей страны в целом. Такая ситуация будет ассоциироваться не с дельфинами, уникальной природой и морскими пейзажами, а с бездумной деятельностью современных рвачей, для которых корысть и умение «решать вопросы» куда важнее земли, на которой они живут. Ведь в дни Олимпиады многочисленные туристы будут открывать для себя не только Сочи, но и весь благодатный Краснодарский край, узнавать его еще и как место для полноценного курортного отдыха. И в этом смысле совсем неважно, где люди, приехавшие на праздник, увидят масляное пятно на нашем «парадном олимпийском костюме» – в районе Сочи или в местах, которыми восторгалась команда Кусто. И еще вопрос к правоохранительным и природоохранным госструктурам: какова их позиция? Или же по-прежнему мы будем уповать на активность местной общественности?
Сергей Гусев. Москва–Тамань
|