Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 11-12 (123) - 2012

ТЕМА НОМЕРА:

НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ


«Наш долг перед поколениями»


Сложилась парадоксальная ситуация: бывшее Министерство спорта и молодежи курировало военно-патриотическую тематику. После формирования нового правительства в мае 2012 г. эти функции перешли в Минобрнауки. К сожалению, пока в этом министерстве не заметно особых усилий по реализации программы патриотического воспитания и принятию законопроекта, который уже подготовлен вместе с экспертным заключением. Ни для кого не секрет, что одним из самых острых и больных вопросов является состояние патриотической работы в стране, вопросы преемственности поколений, воспитания молодежи на лучших исторических, трудовых и боевых традициях. Особенно тревожно то, что никого это не может удовлетворить – ни президента, ни правительство, ни депутатский корпус… У всех это вызывает беспокойство, а работа все на том же уровне... О реальной картине происходящего в области патриотического воспитания и шел горячий заинтересованный разговор на круглом столе в рамках проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ».
Выступили все участники – Герой России генерал С.З. Тулин, руководитель информационно-аналитического департамента Исполкома СНГ А.К. Заварзин, учитель истории из Наро-Фоминска Е.В. Русакова, представитель патриотического центра Твери А.П. Филькевич, ветеран боевых действий А.Ф. Греков (Ступино) и многие другие.
Представителю министерства образования Московской области, которое активно участвует в акциях-поездках, был вручен шарф – фирменный атрибут проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ».



Мир ради жизниМ.В. Канюс, инициатор «Беляевских чтений»:

– Дети не знают историю не потому, что им неинтересно. К сожалению, наши чиновники и представители департаментов образования нацелены совсем на другое – для чиновников важны «галочки». Никто не интересуется, что интересно детям. Проект «Беляевские чтения» был моим подарком Череповцу, где родились мои дети. И когда проходило первое мероприятие с участием космонавта Г.М. Гречко, мы увидели, насколько это актуально и интересно детям. Им важно знать, кто летал в космос, кто это делал 50 лет назад и кто летает сегодня, им интересно побывать в Мемориальном музее космонавтики, приехать в Звездный. А в мэрии Череповца ответ таков: «Вы хотите, чтобы мы вкладывали свои средства в развитие Космоцентра?» Я считаю, что каждый человек должен хотя бы какую-то копейку вложить в те памятники, которые у нас есть, и в создание новых. Это наш долг перед предыдущими и будущими поколениями.
«МИР РАДИ ЖИЗНИ» – это проект, который не дает забыть детям и молодежи о том, чем должна гордиться наша страна. Проект «Беляевские чтения» – это не только память о космонавте Павле Ивановиче Беляеве, это проект-напоминание о том, что было сделано нашим государством в науке и технике. Мы обязаны немного по-другому посмотреть на патриотическое воспитание молодежи: это должны быть не мероприятия для отчетности, а именно в рамках интересов детей и молодежи. Мы должны спросить детей, что ИМ интересно, что они хотят увидеть и о чем услышать.

Мир ради жизниА.С. Найданов, заместитель префекта ЮВАО:

– Мне бы хотелось остановиться на нескольких ключевых моментах, за которые действительно болит сердце. Первый – образование. В ЮВАО 248 школьных музеев – это наибольшее количество музеев среди округов города Москвы. Мы это делаем сознательно, совместно с департаментом образования, и в этом видим огромный потенциал, потому что каждый музей в школе – это точка соприкосновения учителя и учащихся. В школах реализуется еще один проект: у нас на территории округа 19 улиц, которые носят имена героев Великой Отечественной войны, Советского Союза и т.д. Теперь нужно школам, которые находятся на этих улицах, присвоить имена этих героев. Ведь это даже нисколько не стоит, кроме траты на выпуск распорядительного документа, но именно этим можно заинтересовать молодежь. С молодежью мы реализовывали проект «Народный архив» – два года оцифровывали информацию о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны (4038 ветеранов, многих из них сегодня уже нет с нами). Информация о них хранится в каждой школе, мы отправили ее во все музеи Москвы и не только, она используется во время уроков и пр. У нас действительно много дел. Реанимирован мощнейший проект «Готов к труду и обороне» – мы ребятам вручаем значки за выполнение нормативов. 3000 человек такие значки уже получили. Мы также плотно работаем с Российской муниципальной академией, которую возглавляет префект нашего округа Владимир Зотов. Он организует различные проекты на территории всей России, связанные с патриотическим воспитанием. Только что провели три общероссийских конкурса: конкурс детского рисунка «Славься, казачество!», литературный конкурс и еще один в журнале «Мы – россияне» на лучшую статью и фоторепортаж о своей малой родине.

Мир ради жизниГ.Т. Бычкова, председатель Московского городского Совета ОБНУФИ «Непокоренные»:

– Наша московская организация бывших малолетних узников фашизма насчитывает на сегодняшний день около 8000 человек. Каждый член нашей организации – это кладезь, легенда, потому что всё, что мы успеем передать и вложить в подрастающее поколение, имеет особую ценность. Помимо того, что мы встречаемся со школьниками и студентами, мы издаем книги, и каждая из них – это трагедии детских судеб. У них нет простых названий: «Дети и вой­на», «Расстрелянное детство», «Дети, опаленные войной», «Наше детство без игрушек». И учащиеся на наших встречах бывают потрясены и задают прекрасные вопросы. Многие наши книги издаются с помощью спонсоров, префектур, депутатов – низкий им всем за это поклон. ­Помимо этого при школах у нас создаются музеи, например, прекрасный музей в Юго-Западном округе «Дети дорогами войны» (инициатор Чайникова Т.К.). У нас есть в Москве и первый памятник узникам фашистских лагерей, открытый в Парке Победы в Южном округе, где проводятся различные памятные мероприятия.
В 2011 году у нас была прекрасная поездка в рамках проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ» по Беларуси – акция «Мы помним… Так начиналась война» (посещение городов-героев и городов воинской славы). Я взяла с собой свою 17-летнюю внучку. И 22 июня в 4 часа утра мы были в Брестской крепости – я хотела, чтобы она ощутила дух войны, услышала эти пулеметные очереди, эти взрывы, увидела реконструкцию сражения на территории крепости. И она была потрясена! С нами была группа из 30 подростков 16-17 лет, и вечером вместо дискотек и отдыха они предпочитали сидеть с нами в холле и слушать истории о войне. Нам нужно нести наши знания и переживания, чтобы этого никогда больше не случилось. И у нас будет памятник «Дети, опаленные войной».
В Смоленске произошло чрезвычайное происшествие, когда депутат местной городской думы выразился примерно так: «А чем мы обязаны ­узникам? Что их не добили?» Конечно, мы были возмущены до глубины души. Наша организация написала обращение в поддержку смоленских узников, а также благодарственное письмо губернатору, который с пониманием отнесся к проблеме. Этот Ершов был исключен из партии «Единая Россия».

К.М. Ольхова, узница Освенцима:

– Я родилась в Польше, в Варшаве, и мне пришлось из-за войны покинуть свою родину, но я нисколько не жалею. И когда я хожу по школам, я считаю, что дети должны знать не только Великую Отечественную войну, а потому рассказываю, как началась Вторая Мировая война, поскольку мне пришлось это испытать. А потом была оккупация, дальше – Варшавское восстание. Я являюсь ветераном Польши, Варшавского восстания и боевых действий. Мне пришлось ходить в разведку, быть связной, а мне было тогда 13 лет! Потом была капитуляция, нас с мамой разлучили – так мы ее и не нашли. А дальше был Освенцим... Два года назад я ездила с группой школьников, посетили лагерь. Как они слушали, как они это воспринимали! Я поняла, что детям необходимо знать, что такое фашизм и что такое нацизм. Мы это прошли, а они воочию увидели людей, которые через это прошли. Я рассказываю им о том, как было в Освенциме, как разъединяли детей и матерей, как нас привезли в Советский Союз.

А.А. Новиков, главный редактор журнала «Наша власть: дела и лица»:

– Многие 30-40-летние уже не знают истории. Представьте себе: курс Оте­чественной войны 1812 года сегодня в школе – 2 часа. О чем можно говорить? Что касается нашей организаторской работы, то в этом году все акции-поездки, которые планировали, мы их осуществили. Практически 100% из всего намеченного нами по патриотическому воспитанию – выполнено. Но наша ­основная работа – издание журнала.

Мир ради жизниТ.А. Васильева, заместитель руководителя постпредства Нижегородской области:

– Та работа, которая проводится журналом, и те поездки и программы, которые инициируются этими настоящими патриотами нашей Родины, нашего Отечества, они, конечно, бесценны. Наша встреча – это одна из вех этой большой и планомерной работы. Но ситуация в стране такова – нет системы патриотического воспитания населения, в том числе молодежи. Или она не проглядывается, хотя каждые 5 лет принимается федеральная программа патриотического воспитания. ­Программа состоит из перечня различных мероприятий, нужных и важных, но вот той самой системы, в которой нуждаются наши люди, дети, среднее поколение, молодежь, нет. ­Нужен властный орган или дополнительные полномочия Росвоенцентра, или комитет при Правительстве по делам ветеранов и патриотическому воспитанию, который будет координировать всю эту деятельность. Наше поколение счастливо тем, что мы живем в то время, когда ветераны Великой Отечественной войны и все участники трудового фронта, пережившие войну, сегодня живы, и мы можем обратиться к их непосредственному опыту, рассказам, впечатлениям, и на этом строить многие патриотические акции. История нашей страны, нашего Отечества – богатейшая. Мы не умудрились в этом году создать и выполнить федеральную программу по 400-летию Нижегородского ополчения, которое в 1612 году освободило Москву от польско-литовских захватчиков и восстановило государственность в нашей стране. Это очень крупные вехи истории, которые говорят о том, что народ, объединившись, смог восстановить государственность в России. И сейчас будет праздноваться 400-летие династии Романовых, а ведь царь был избран на Совете всея земли в 1613 году. Мы постоянно говорим о том, что демократия пришла откуда-то извне, с Запада. Но давайте обратимся к нашей истории! Расскажем потомкам, как на самом деле народ боролся за свою самостоятельность и свободу. В Нижегородской области большие мероприятия были по этому поводу проведены, но не пришлось нам эту федеральную программу увидеть, хотя праздник 4 ноября, День народного единства, как раз возник благодаря этой знаменательной дате в истории нашей страны. В проект этого закона о патриотическом воспитании и комплексную программу, которая формируется, мы должны дать свои предложения. Всем этим нужно заниматься постоянно, повседневно. Должна быть система. Энтузиасты – прекрасно, поездки – замечательно, проекты «МИР РАДИ ЖИЗНИ» и ему подобные – все это можно делать, хотя это затратные вещи. Нужно добиваться средств на эти цели. Но должна быть именно система, которая будет обязывать и призывать власти, приобщать общественные организации (они действительно большая сила) к осуществлению этой комплексной программы патриотического воспитания. Справедливости ради стоит отметить, что федеральная программа, которая была 3 года назад, предусматривала затратить в год на каждого из нас… 7 рублей. Вот как оценена эта работа.
Законопроект должен пройти обсуждение в обществе, чтобы все могли высказать свои рекомендации…

Мир ради жизниА.Ф. Греков, руководитель клуба «Армеец» (Ступино), подполковник в отставке:

– Здесь поднимали вопрос, что патриотов мы должны растить на всех уровнях, в том числе и в семье. И вот что поразительно: сейчас на район у нас два десятка клубов, но, кроме военно-патриотических, во все клубы вход детям платный. Установили качалки, и чтобы войти, ребенку надо заплатить 50 руб­лей. Вроде бы мелочь, но неприятно и накладно для малоимущей семьи. Вот с этого и начинается патриотизм.
В наших клубах созданы следующие условия для их членов: даем рекомендацию в армию, наказ нашим призывникам. Все будущие воины проходят нашу школу. Дабы их привлечь в клуб – а это разные секции: музыкальная, шашечная, тренажерный зал – все бесплатно. После того как он отслужил армию, приходит к нам уже с семьей и как бывший участник военно-патриотического клуба имеет право участвовать во всех мероприятиях бесплатно. В остальных же клубах – платно. Учителя уже «перевоспитались», даже старшее поколение. Вот свежий пример. Как-то мы выезжали с учащимися в музей Жукова. ­Классный руководитель, преподаватель истории, на мою просьбу отпустить ученика отвечает: «Зачем ему патриотика в жизни? Ему нужен аттестат, а не патриотика». И еще одно возмущает – бумажная или плановая работа. ­Громадье планов. Проводим мероприятие, потом пишем отчеты. И даже хорошее дело так заформализуем, что и само дело теряется. А впечатления от летней акции-поездки в рамках проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ» – самые приятные. Очень удивил порядок и отношение людей и к нам, и к истории. Но самое большое впечатление на нас произвела Брестская крепость и Красный берег. Вот таких пропагандистов, как Александр Новиков, хотелось бы побольше.

А.Ф. Мельников, МОО «Слава России»:

– Сегодня не смог сюда приехать Алексей Владиславович Галегов, активный участник проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ», но в рамках реализации этого проекта в 2012 году была издана книга, посвященная Михаилу Тимофеевичу Калашникову, трижды Герою – Герою России и дважды Герою Социалистического Труда. В декабре отмечается 65 лет автомату Калашникова АК-47. И Алексей Владиславович написал брошюру со стихами, посвященную автомату Калашникова.

В.В. Чайников, директор Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова:

– Мне очень приятно присутствовать здесь, среди людей, настоящих патриотов своей Родины, которые подтверждают это не только словами, но и делая все, чтобы наша молодежь понимала, для чего она учится, ради чего и каким должно быть ее будущее. Очень правильно подмечено, что сегодня нет системы. Это то, с чего, по всей видимости, надо начинать… Мы патриотизм «построим» только тогда, когда наши государственные мужи, чиновники будут сами патриотами нашего Отечества. И в этом случае, поверьте, у нас все будет достойно. Но когда у нас отдельные государственные чиновники говорят: «Товарищи! Вы не путайте кадетское образование и военно-патриотическое воспитание. Это два разных понятия», – то оторопь берет. А ведь кадетское образование является одним из источников патриотического воспитания.
Я как руководитель одного из кадетских образований на самом деле чувствую, что разваливается у нас сейчас кадетское образование. Все идет к тому, чтобы убрать кадетские образовательные учреждения. Ссылаются на экономическую составляющую, потому как на кадета тратится 230-240 тыс. руб. в год, а на школьника – 123 тысячи. Поэтому эти кадетские образования не нужны. Но нет понимания того, что деньги вкладываются в наше будущее. Я так понимаю патриотизм: патриот Отечества тот, кто на своем месте выполняет свои обязанности добросовестно, честно, порядочно. Я хочу повторить слова одного члена нашего попечительского совета Петра Степановича Дейнекина: «Делайте так, чтобы наши кадеты свои деньги в швейцарских банках не держали». Это выражение настолько емкое, правильное и точное. Я хочу вас всех пригласить в кадетский корпус, посмотреть как это у нас делается, поддержать кадетское движение. И это будет нашим практическим шагом, чтобы развитие патриотизма в нашем Отечестве шло в правильном направлении.

Мир ради жизниА.К. Заварзин, директор информационно-аналитического департамента Исполкома СНГ:

– Проект «Мир ради жизни» поддержан Исполкомом СНГ. Это значимый и важный проект, посвященный исторической памяти о совместной борьбе разных народов и национальностей бывшего СССР против фашизма. На портале Исполкома у проекта есть постоянная рубрика. Мы будем поддерживать это здоровое начинание и помогать в его развитии.

Е.В. Русакова, учитель истории, г. Наро-Фоминск:

– Мне посчастливилось со своими учениками принять участие в летней поездке в рамках акции «Мы помним… Так начиналась война». Впечатления настолько сильные, что захотелось об этом рассказать. Мы подготовили стенд о поездке, дети делятся своими мыслями, они стали серьезнее и взрослее, соприкоснувшись с памятными страницами истории нашего Отечества.

Мир ради жизниС.З. Тулин, Герой России, генерал-майор, заместитель генерального директора ООО «Военно-промышленная компания»:

– Мы должны говорить не только о патриотическом воспитании молодежи, а о патриотическом воспитании граждан нашей страны. И в этом плане я поддерживаю и разделяю подходы журнала «Наша власть: дела и лица».

В заключение собравшимся был представлен план акций-поездок на 2013 год.

Мир ради жизни