Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (121) - 2012

ТЕМА НОМЕРА:

Кадровый ресурс России


БРЯНЩИНА: ПУТИ РАЗВИТИЯ


На недавней пресс-конференции губернатор Брянской области Николай Денин обронил такую фразу: «Человек к хорошему привыкает быстро, подчас забывая, что было вчера и какой ценой достигнуто это хорошее». О том, с чего начинался почти уже 8-летний «марафон» губернатора Денина, о достижениях и планах на будущее – наша беседа с Николаем Васильевичем.



Николай Денин– 2004-­й год – начало вашего губернаторства на Брянщине. Какой вы приняли область?

– В 2004 году, когда вступил в должность губернатора Брянской области, я задал вопрос: что у нас с бюджетом. И сразу получил удар под самый «дых»: на уже запланированное повышение зарплаты бюджетникам в областной казне на 2005 год не было заложено ни гроша.
В бюджете не были предусмотрены социально значимые расходы почти на 2 млрд руб. То есть обязательства были, а денег на них нет. Расходы на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы оценивались почти в 900 млн руб. На выполнение законов по социальной поддержке – еще 360 млн руб.
Плюс ко всему депутаты приняли региональный стандарт по оплате жилищно­коммунальных услуг на 10% ниже федерального, что повлекло дополнительную нагрузку на местные бюджеты. В итоге областная казна на 2005 год была принята с максимально возможным дефицитом в 722 млн руб. Ценой этих и других ошибок стало дополнительное привлечение в 2005 году 575 млн руб. кредитов коммерческих банков.
Мы рисковали, закладывали имущество, ведь деньги нужны были для выплаты той самой повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы и единовременных денежных выплат по льготам. Кроме того, была и огромная проблема задолженности. Цифры просто ошеломляющие! К тому же более 200 сельхозпредприятий области прекратили производить продукцию. А это – потеря перспективы, упадок глубинки. Такое положение дел в области не испугало меня. Я долгие годы до этого руководил крупным предприятием с мощной социальной инфраструктурой – по сути это была мини­область. Многое дал и опыт работы депутатом облдумы и Госдумы.

– Как изменился бюджет за 8 лет? Можно ли с помощью цифр сравнить положение в области тогда и сейчас?

– Показатели доходов консолидированного бюджета (2005 г. – 12 млрд руб., 2011 г. – 38 млрд руб.) возросли более чем втрое. Расходы консолидированного бюджета (2005 г. – 12,4 млрд руб., 2011 г. – 40,3 млрд руб.) выросли тоже более чем втрое. Если в 2005 году на поддержку сельского хозяйства из бюджета было направлено 498,5 млн руб., то в 2011 – 2,8 млрд руб. Это почти 6­кратный рост. В этом году мы планируем увеличить поддержку сельского хозяйства до 3 млрд рублей.
Да, поступления из федерального бюджета и сегодня составляют существенную долю в структуре доходов консолидированного бюджета, но 60% – это наши налоговые и неналоговые доходы.

– Николай Васильевич, а как используется потенциал региона?

– Брянская область – не Клондайк или Нефтеюганск. Ни золота, ни нефти, ни алмазов у нас не обнаружено. Но на Брянщине солидная минерально­сырьевая база. У нас есть лес. У нас, наконец, высокий промышленный потенциал, специалисты, выгодное геополитическое положение. Не так уж и мало, правда?
Отсутствие нефти и газа, кроме того, заставляет искать другие пути развития. Пришлось более пристально посмотреть на роль инвестиций. Без них не прожить – бюджетных денег никогда не будет хватать.
Мы направили усилия на то, чтобы сделать область привлекательной для инвестиций извне. Стали проводить экономические форумы с приглашением наших соседей, в том числе белорусов и украинцев. На первом Брянском инвестиционном форуме в 2007 г. подписали соглашений на 38,7 млрд руб., на втором Славянском международном экономическом форуме в 2010 г. – более чем на 50 млрд руб.

– На время вашей работы пришелся экономический кризис 2008—2009 гг., от которого больше всего пострадала брянская промышленность…

– Да, в конце 2008­го – начале 2009 годов многие в области оказались без работы. Объемы в промышленности рухнули на треть. Но государство пришло на помощь, сработала экономическая «подушка безопасности». Общий объем финансирования программных мероприятий за 2009–2011 гг. за счет федерального и областного бюджетов составил около 980 млн руб., их участниками на Брянщине стали более 70 тыс. человек.

– И все же, если сравнить показатели развития промышленного комплекса 2005 и 2011 годов, о какой тенденции можно говорить?

– Об устойчивой тенденции к росту. Объем выпускаемой продукции увеличился с 45 млрд руб. в 2005 г. до 101 млрд в 2011 году. В сопоставимых ценах – рост в полтора раза. По индексу промышленного производства Брянская область демонстрирует показатель в 11% – он четвертый в ЦФО. Что касается валового регионального продукта, то в 2011 г. он оценивается в 177,5 млрд руб. – 107% к 2010 г. По сравнению с 2005 г. на треть снизился удельный вес убыточных предприятий.

– Каковы достижения в сельском хозяйстве области? Смогло ли оно подняться?

– К середине нулевых годов доля продукции, производимой в сельхозпредприятиях Брянщины, снизилась до 34%, остальное производилось в подсобных хозяйствах населения. За время реализации национального проекта «Развитие АПК», который трансформировался в госпрограмму развития сельского хозяйства, доля сельхозпредприятий в структуре производства сельхозпродукции увеличилась с 34% до 43%. И это я считаю большим плюсом.

– Социальная сфера служит одним из самых точных индикаторов общественной жизни. Что показывает этот индикатор у вас в регионе?

– Расходы социального сектора консолидированного бюджета в 2005 г. составляли 8,8 млрд руб., или 46% от общих расходов, а в 2011­м – 26 млрд, или 66,5%. В нынешнем году в бюджете на эти цели заложено на 700 млн руб. больше, и доля этих расходов возросла уже до 70%. Если разложить их по социальным отраслям, то по сравнению с 2005­м на образование мы в этом году потратили в 8 раз больше, на здравоохранение – в 3,5 раза, на социальную политику – в 8,2 раза.

– Вы часто подвергаетесь публичной критике. Она неизбежный, скажем так, и не очень приятный атрибут любой власти. Что преобладает в вашей реакции на критику – равнодушие, досада, отчаяние, спокойная рассудительность, стремление доказать противоположное?

– Понятно, что без критики, без оппозиции мы обрекаем себя на застой, на ошибки, которые можно избежать, когда есть толковые оппоненты. Есть же такое выражение: лучше плохая критика, чем ничего. Я за все последние годы чего только не услышал и не узнал о себе. К сожалению, очень мало среди моих оппонентов есть людей, которые бы не только говорили, что мы делаем не так, а могли бы еще и подсказать, как надо делать. Мне вот однажды подсказали чеховский рецепт, как реагировать на клевету: «Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут».

– На каких направлениях развития Брянщины необходимо сосредоточить основные силы и средства в ближайшие годы, для того чтобы край стал процветающим?

– Постоянного внимания требует наша промышленность, давшая в прошлогодний региональный бюджет более 40% налоговых доходов. А значит, мы будем содействовать наращиванию производственной отдачи таких благополучных предприятий, как БМЗ, Бежицкий стальзавод, «Брянский арсенал», Жуковский мотовелозавод… Одновременно более энергично действовать в отношении таких проблемных предприятий, как Дятьковский хрустальный завод, предприятия оборонной отрасли.
Областное сельское хозяйство вышло на динамичную траекторию развития, но нам надо много сделать для повышения привлекательности села, помня, что там проживает каждый третий житель области. А это значит, что надо основательнее заниматься улучшением сельской инфраструктуры.
Еще одна стратегическая задача на ближайшее время – покинуть границу регионов, где низкая среднемесячная зарплата. Известно, что у этого не очень приятного явления есть весомые причины, в том числе и исторические, но нам надо преодолеть и это препятствие. Прежде всего, за счет экономии, которую можно получить, если будем более энергично бороться с неэффективными бюджетными расходами. В этом наш очень серьезный резерв.