Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (121) - 2012

ТЕМА НОМЕРА:

Кадровый ресурс России


ОТ АВТОРИТАРНОЙ ВЕРТИКАЛИ К ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ


С первых дней своего существования журнал «Наша власть: дела и лица» уделял самое пристальное внимание проблеме коррупции, опутавшей все сферы жизни нашего общества. За 12 лет журналистами издания написано немало обличительных статей, в том числе с рекомендациями специалистов, ссылающихся на зарубежный опыт по искоренению этого губительного явления.



Сегодня можно констатировать, что, по данным Transparency International, Российская Федерация несколько улучшила свои показатели, но все же стабильно остается на «лидирующих позициях». Так, по данным за 2011 год, Россия по уровню коррупции занимает 143-е место из 182, что приблизило нас к уровню Камеруна, Эквадора, Кении и Зимбабве.
Свидетельств о коррупции, относящихся к дописьменной эпохе, не нашлось по понятным причинам, но можно предположить, что и в те времена она могла существовать. Были же вожди, жрецы и военачальники. За обращение к ним или помощь надо было платить.
Первые упоминания о взятках появляются в Ветхом Завете: «Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот...» (Ам., 5:12) . Там же в Библии, в «Книге премудрости Иисуса сына Сирахова» отец наставляет сына: «Да не будет рука твоя распростерта к принятию...». 
Становление коррупции на Руси относится к IX–X векам, когда ­фактически и возникла Киевская Русь, и такое понятие как «кормление», т.е. направление князем своих наместников и воевод в провинции без их денежного содержания, приводило к чудовищным взяткам и злоупотреблениям.
С XVI века на Руси возникло новое проявление коррупции – вымогательство. При царе Алексее Михайловиче глава Земского приказа Леонтий Плещеев превратил суд в «организацию», занимавшуюся исключительно вымогательством, где все судебные дела решались по принципу «кто больше даст, тот и выиграет».
Одним из первых, кто был удивлен масштабами коррупции в обществе и в системе государственного управления, был Петр I. Своими указами он ввел репрессивные меры, вплоть до смертной казни, для всех тех, кто был замечен во взятках и пособничестве. Именно в царствование Петра I впервые было осознано, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество.  К середине XIX века чиновники прак­тически всех рангов постоянно злоупотребляли своим положени­ем и находились при этом в страхе перед разоблачением. Достаточно прочитать «Ревизора» Н.В. Гоголя.
О взяточничестве в России в середине-конце XIX века кто только ни писал – Крылов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин и многие другие.
Революция в России вроде бы подорвала основы коррупции, но лишь на время.
Самой эффективной была борьба с коррупцией при Сталине – ее почти извели. После его смерти борьба с этим злом велась уже менее эффективно и носила, скорее, показательно-политический характер и применялась для расправы с неугодными лицами.
Считается, что и крах СССР связан с выявленной в середине-конце 1980-х годов коррупцией на самом высоком уровне, не говоря уж о директорах магазинов, предприятий и т.д. Радикальные либералы во главе с Б.Н. Ельциным, которые шли к власти под лозунгами борьбы с коррупцией, оказавшись у руля, «перекрыли достижения» своих предшественников. Особенно щедрой «кормушкой» оказалась приватизация.
Сегодняшняя власть в России декларирует попытки противостоять мощной коррупции, но делает это половинчато и без особого желания. И вот почему создается такое впечатление.
Владимир Путин, выстраивая вертикаль, мотивировал это необходимостью проведения радикальных экономических реформ, невозможных без порядка и дисциплины во власти и в обществе. И вот режим личной власти в стране выстроен, поле для реформ расчищено, но к основным реформам – социальным, затрагивающим интересы широких слоев населения (ЖКХ, здравоохранение, образование, рынок недвижимости и т.д.) – так и не приступили. Или реформировали половинчато, подменив суть популистской риторикой. Более того, заявленная административная реформа привела не к уменьшению чиновников и ограничению их власти, ради чего она якобы и затевалась, а к увеличению бюрократического аппарата. К сожалению, его рост оптимизма не внушает, но четко ассоциируется с ростом коллективной безответственности и коррупцией – злом, с которым Путин пока не справился. Именно в последние годы оно приобрело невиданный размах, хотя созданная жесткая авторитарная власть лучше всего подходит именно для борьбы с коррупцией.
Специалисты утверждают: искоренить коррупцию невозможно, ибо природа человеческая везде одна и та же. Если есть возможность воровать деньги, многие не устоят перед этим соблазном. И в демократической Америке случается подобное. К примеру, когда Обама стал президентом США, он освободил кресло сенатора. По американским законам, сенатор избирается населением штата на шесть лет, но если уходит с поста досрочно, губернатор штата имеет право по личному усмотрению назначить нового сенатора. Род Благоевич, губернатор штата Иллинойс попытался воспользоваться возможностью и продать освободившееся кресло Обамы за деньги или назначение его жены в совет директоров крупной компании (разумеется, хорошо оплачиваемое). Все как в России. Коррупция, наглость и семейственность. Ведь и в России жены, дети и родственники губернаторов и высокопоставленных лиц моментально обнаруживают талант, все больше коммерческий, как только их родственник садится в высокое кресло. И утрачивают оный, по случайному совпадению, как только родственник или покровитель получает отставку.
Но в Америке дело не пошло так, как это происходит у нас. ФБР предъявило губернатору Благоевичу обвинение и его арестовало. Сенат штата единогласно провозгласил импичмент, дополнительно запретив Благоевичу занимать какие-либо государственные должности в Иллинойсе. Кончилось дело тем, что бывший губернатор сел на 14 лет.
Возможно ли такое в ближайшие годы в России? В России подобного быть не может. И знаете, почему? Потому что у нас нет разделения властей, которое есть на Западе.
Западная политическая система разделения властей действует так, чтобы правящего президента от одной партии уравновешивала оппозиция, представленная другой партией. В результате в Америке Обама правит с оглядкой на конгресс, где в палате представителей большинство – его недоброжелатели из числа республиканцев. Конгресс следит за Обамой, а он наблюдает за конгрессом. А за теми и за другими наблюдают избиратели.
И так происходит во всех демократических странах, не только в Америке. Там коррупция наказуема, поскольку партии конкурируют друг с другом за каждый голос, и если они будут покрывать коррупционеров, проходимцев, то лишатся голосов, а в итоге и власти. Конкуренция способствует и выработке общих норм нравственного и этичного поведения. Поэтому там невозможно использовать служебное положение в корыстных целях, определить своих родственников на хлебные должности или всерьез утверждать, что у жены-домохозяйки открылась гениальная тяга к бизнесу, которая случайно совпала с назначением мужа на губернаторский или министерский пост. Не придет в голову присвоить чужую собственность, в том числе и интеллектуальную.
Президент Германии Кристиан Вульф лишился своего поста всего лишь за то, что им был получен частный кредит в размере €500 тысяч от знакомого бизнесмена. Использование в своих диссертациях фрагментов чужих авторских работ, не оформленных ссылками и кавычками, а проще – плагиат, стоили поста и карьеры министру обороны ФРГ Гуттенбергу и президенту Венгрии Палу Шмитту. Но это у них.
А как у нас? В новом правительстве РФ, которое возглавил экс-президент Дмитрий Медведев, министром культуры назначен единоросс Владимир Мединский, которого лишь недавно обвинили в плагиате. Такое же обвинение раньше было выдвинуто исследователями вашингтонского Брукингского института и против Путина, но дальнейшего развития эти обвинения не получили. Остались почти незамеченными и высказывания главы избирательного штаба Путина Станислава Говорухина, посчитавшего коррупцию, существующую в России, нормальным явлением.
В понимании западного обывателя такие действия и высказывания в де­мократическом обществе стоили бы этим людям карьеры. Но это в обществе, где партии конкурируют за голоса, где система разделения властей устроена по горизонтали, предполагающей гражданское общество, независимые суды и СМИ. Именно набор указанных институтов делает их системы приемлемыми для жизни и социально-экономического развития страны.
У нас же – вертикаль со всеми вытекающими последствиями. Выстроенная для «хороших целей ускоренной модернизации», она при ближайшем рассмотрении больше похожа не на форму демократии, а форму авторитаризма с доморощенными стандартами де­мократии. Значит, в ближайшие годы нам вряд ли стоит ожидать поступательного продвижения в социально- экономическом развитии страны, сокращения неэффективного бюрократического аппарата и действенной, а не показушной борьбы с коррупцией. Потому что бороться с ней должны те же чиновники, которые взятки и откаты давно считают легитимной платой за службу «верой и правдой царю».
Как показывает мировой опыт, с коррупцией можно успешно бороться. Примером тому служат «азиатские тигры» – Гонконг и Сингапур, лишенные богатых природных ресурсов. Правители этих стран смогли низвести это социальное зло до минимального уровня и совершить скачок от стран третьего мира до высокоразвитых стран с высоким уровнем жизни.

Николай Варикаш