Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ (0) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

"МИР СОДРУЖЕСТВА. 20 ЛЕТ СНГ"


В.И. Матвиенко. Межпарламентская ассамблея - сокровищница общего опыта стран СНГ


В эти декабрьские дни мы отмечаем 20­летие создания Содружества независимых государств. Пройдя непростой путь становления СНГ обеспечило не только беСконфликтное, цивилизованное «расставание» республик СССР, ставших самостоятельными субъектами международного сообщества, но и стало мощной, постоянно развивающейся структурой их взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества, создания по­настоящему добрососедских отношений.



Межпарламентская ассамблея стала одним из первых детищ Содружества. Решение о ее создании, подписанное главами парламентов-учредителей, было принято в столице Казахстана 27 марта 1992 года. Мне особенно приятно отметить, что местом ее пребывания был избран Санкт-Петербург, а знаменитый Таврический дворец стал общим домом для парламентариев стран СНГ.
За два десятка лет многое достигнуто. Но бывали и драматические коллизии, возникали противоречия – вечный спутник развития. Был период, когда некоторые «доброжелательные» деятели принялись дружно отпевать МПА, да и СНГ в целом.
Вопреки прогнозам скептиков, сегодня Ассамблея превратилась в эффективный орган взаимодействия партнеров по Содружеству. МПА активно способствует развитию интеграционных процессов на его территории. Рекомендации и предложения, которые она направляет Совету глав государств и Совету глав правительств, охватывают весь спектр отношений внутри СНГ. Наиболее актуальными темами остаются проблемы сотрудничества в экономике, сфере безопасности, борьбе с терроризмом, преступностью и наркобизнесом. Она стала авторитетным членом мировой семьи парламентских организаций. Важнейшим парт­нером МПА является Организация Объединенных Наций и ее многочисленные отраслевые центры и организации. Тесные связи установились с Парламентской ассамблеей Совета Европы. Нашими партнерами за эти годы стали Латино-Американский парламент, Центрально-Американский парламент, Панафриканский парламент, Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества и многие другие международные организации.
Но главное – это, конечно, постоянное и разностороннее взаимодействие с парламентами стран, входящих в Содружество, содействие появлению и развитию новых форм и институтов сотрудничества. Так, МПА приложила немало усилий для решения правовых вопросов при создании Организации Договора о коллективной безопасности, формировании ее Парламентской ассамблеи. При решающем участии МПА был создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения прав граждан государств – участников МПА СНГ. Сегодня помимо своей центральной структуры он имеет филиалы уже в половине стран Содружества
Особенно плодотворными для МПА были последние годы. На пространстве Содружества развертываются многоуровневые интеграционные процессы. Заработал Таможенный союз, подписан договор о зоне свободной торговли. Полным ходом идет работа по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) с перспективой перерастания его в полнокровный Евразийский экономический союз. Хочу специально отметить скорость нашего движения к намеченным целям. Мы прошли путь от идеи ЕЭП, возникшей на рубеже тысячелетий, до ее воплощения за десять с небольшим лет. А Европейскому союзу на осуществление подобного проекта потребовалось сорок лет упорной работы. На самом деле даже еще больше, поскольку идея создания Соединенных Штатов Европы обсуждалась еще до Первой мировой войны.
Думаю, что такой результат стал возможен благодаря нескольким важным причинам. Во-первых, нам помогало и помогает то, что мы долго жили вместе – в гигантском Советском Союзе, поэтому нам, слава Богу, до сих пор и переводчики-то не нужны. Второе, и это, по-моему, главный фактор, неукоснительное соблюдение незыблемого принципа деятельности МПА – равноправности и паритета всех участников. Лукавое древнеримское правило «primus inter pares» в стенах Ассамблеи силы не имеет. Наконец, третьим важнейшим условием плодотворной работы МПА стало то, что совместными усилиями удалось разработать и ввести в действие во многом уникальные для международной практики инструменты взаимодействия. Так, универсальным инструментом работы по гармонизации и сближению законодательств стран-участниц стали принимаемые МПА СНГ на основе консенсуса модельные законодательные акты. По сути своей это международные, в основном европейские правовые стандарты, адаптированные к условиям Содружества. На следующем этапе парламенты стран-членов СНГ на базе таких совместных концептуальных разработок формулируют законы с учетом особенностей своих стран. Эффект, который при этом достигается, – это не только гармонизация и сближение законодательств, но и опять-таки скорость нашего общего движения.
Другим принципиально важным достижением из этой же сферы и несомненной заслугой МПА является то, что при ее активном содействии была достигнута возможность развивать многоуровневую и при этом разноскоростную интеграцию в различных сферах экономики, безопасности, образования, науки и культуры. Это оказалось наиболее приемлемой для стран СНГ моделью выстраивания отношений. Не секрет, что государства Содружества заметно различаются по уровню экономического и социального развития, по его территориально-отраслевой структуре.
Сегодня, вступив в этап практического создания Евразийского союза, мы можем во многом по-новому оценить многолетнюю деятельность МПА. Ее настойчивая и тщательная работа по гармонизации законодательства наших стран стала одним из краеугольных камней этого масштабного строительства. Приведу один пример. Только при создании Таможенного союза (ТС) было подписано 96 межправительственных соглашений! Они касаются тарифных и нетарифных мер регулирования, таможенного и налогового администрирования и многих других вещей. Представьте себе, с какими трудностями пришлось бы столкнуться правительственным структурам участников ТС, если бы этому не предшествовала осуществляемая в рамках МПА постоянная кропотливая, чаще всего незаметная широкой общественности работа по сближению базовых законов партнеров по ТС, поиск общих подходов и постоянный обмен опытом. А формирование Единого экономического пространства потребует сотен соглашений между участниками, база для которых многие годы тоже создавалась и создается с активным участием МПА.
В небольшой статье нет возможности осветить все стороны многогранной деятельности МПА. Полагаю, что масштабные итоги ее деятельности будут подведены на весеннем пленарном заседании, в дни, когда она будет отмечать свое двадцатилетие. А в специальном заявлении, которое мы намерены принять по этому поводу, будут намечены новые крупные ориентиры, способствующие дальнейшей интеграции Содружества Независимых Государств.
Пользуясь случаем, поздравляю редакцию и всех читателей журнала с наступающим Новым годом!

Валентина Матвиенко
Председатель Совета Федерации ФС РФ
Председатель Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ