Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 09-10 (116) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ: НЕ УПУСТИТЬ ШАНС...


ПРОРОК – ОБ ИЗГНАВШЕЙ ЕГО РОДИНЕ


Избави Бог публицисту пророчествовать, а тем более – о России.
(Г.П. Федотов. «Проблемы будущей России»)

 

Пять лет назад наш журнал опубликовал подборку изречений знаменитого мыслителя русского зарубежья Георгия Федотова (1886–1951). В 60­ю годовщину его смерти мы решили напомнить вдумчивому читателю некоторые его мысли. На наш взгляд, они злободневны и сегодня.



ФедотовГеоргий Федотов вернулся на Родину своим творчеством в 1991 году, в период распада советской империи. Этот распад он не только предсказал, но и объяснил его неизбежность, описал его последовательность и последствия. Так что вышедший в издательстве «София» (Санкт-Петербург) двухтомник его статей стал объяснением многих событий – недавних и будущих. Затем в России были опубликованы другие его сочинения – публицистические, философские, исторические, религиозные.
В те годы страна переживала бурное освоение литературного наследия многих славных имен, вычеркнутых из отечественной культуры идеологами Советской власти. Представители нескольких эпох (от Победоносцева и Столыпина до Сергея Довлатова и Александра Зиновьева), приверженцы различных политических и эстетических взглядов, они некоторым образом изменили вектор (а если брать шире, то и тренд) менталитета нации. (Но, конечно, не настолько, чтобы мы захотели жить лучше). В длинном списке «возвращенцев» Георгий Федотов (это его термин, одна из его статей называется «О чем должен помнить возвращенец») занимает особое место. Недаром его называли «Герценом нашего времени». Нет, он не Герцен, он другой, да и осмысливал реальность он порой глубже Александра Ивановича, ведь за его плечами был куда более серьезный житейский опыт.
Георгий Петрович Федотов родился в Саратове в семье управляющего канцелярией местного губернатора. Как и многие его современники, принял участие в социал-демократическом движении, неоднократно высылался (в том числе из Пруссии). Его мировоззрение претерпело сложную эволюцию от марксизма к философскому идеализму и христианству. Впрочем, в ту пору это многих славный путь. В 1925 году был вынужден эмигрировать.
Жил в Париже, а после фашистской оккупации – в США. В течение всего эмигрантского периода сотрудничал в различных изданиях, преподавал и много писал. Среди его друзей-сподвижников – Н.А. Бердяев и Ф.А. Степун, Е.Ю. ­Скобцова (Мать Мария) и И.И. Бунаков-Фондаминский. Среди написанных им книг – «Святые Древней Руси» и «Стихи духовные (­Русская народная вера)», «Лицо России» и «Россия, Европа и мы». На английском языке написаны «Русская религиозная мысль» и «Сокровищница русской духовности». Позиция его всегда независима, а мышление – своеобычно.
История, полагал он, не может быть сведена к череде неких эпохальных событий, она не может быть подверстана под какую-либо понятную человеку логику. В ней проявляется «внутренняя, тихая жизнь» (выражение В.С. Соловьева) многих поколений. Размышляя о судьбе России, Федотов много внимания уделяет национальному вопросу. Мононациональные государства довольно редки и не на многое способны. А многонациональность страны – уже предпосылка империи. В каждой империи есть лидирующая нация, и эта миссия духовного лидера накладывает на нее особую ответственность. Судьба России – быть империей. Но выполняет ли титульная нация свой исторический долг? И при царях и при «сталинократии» (термин Федотова) его понимали примитивно. В результате…
Советская империя обречена на распад, одной из первых заявит о своих правах Украина. «Пробуждение Украины, а особенно сепаратистский характер украинофильства изумил русскую интеллигенцию и до конца остался ей непонятным. Прежде всего потому, что мы любили Украйну, ее землю, ее народ, ее песни, считали все это своим, родным. Но еще и потому, что мы преступно мало интересовались прошлым Украины за три-четыре столетия, которые создали ее народность и ее культуру, отличную от Великороссии. Мы воображали, по схемам русских националистов, что малороссы, изнывая под польским гнетом, только и ждали, что воссоединиться с Москвой. (…) Ярче всего наше глубокое непонимание украинского прошлого сказывается в оценке Мазепы». Длинную цитату привожу, чтобы показать уровень претензий мыслителя к империи. Обидчивость, стремление похлопать по плечу проявляются у титульной нации и сегодня. Федотов не только развенчивает застарелые мифы, но и указывает пути их преодоления.
Или вот «парад суверенитетов» двадцатилетней давности, мечта Эдуарда Росселя об Уральской республике. И эта болячка – застарелая, и ее предвидел Федотов. «И тут мы с изумлением узнаем, что сибиряки, чистокровные великороссы-сибиряки, тоже имеют зуб против России, тоже мечтают о Сибирской республике…» Действительно, кто-то же надоумил юного Леонида Мартынова (1905–1980), будущего великого поэта, написать:

Не упрекай сибиряка,
Что он угрюм и носит нож.
Ведь он на русского похож,
Как барс похож на барсука.

Так что изучайте Федотова. Но не ищите у него простых рекомендаций. Легко управлять населением, тяжело – народом. Даже на муниципальном уровне. А еще тяжелее – мудро формировать население в народ.

Подготовил Владимир Носков