Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 09-10 (116) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ: НЕ УПУСТИТЬ ШАНС...


УЛАН-УДЭ МОЖЕТ СТАТЬ САМЫМ ДРЕВНИМ ГОРОДОМ РОССИИ


В сентябре столица Бурятии отметила 345 лет со дня основания Верхнеудинского казачьего острога, построенного на месте слияния рек Уда и Селенга. Эти же земли почти 2220 лет назад заселяли гуннские племена, оставив после себя древнее городище в пригороде Улан-Удэ как уникальный археологический памятник.



Улан-УдэОткуда пошел Улан-Удэ

Впервые в этом году в свой день рождения город объединил две исторические даты, отметив и 345 лет, и 2220 лет образования гуннского государства. Жители и гости столицы Бурятии стали участниками праздника «Древнего города». В мэрии прошла презентация трехмерного компьютерного проекта, который был создан по результатам археологических раскопок на месте исследования городища.
Как оказалось, здесь была возведена настоящая крепость с мощной оборонительной системой, с башнями-бойницами, валами, наполняемыми водой, глубиной до трех метров. Тут размещались резиденция правителя северных хунну и отряд численностью до 500 человек. Сам древний город был крупным военным, административным, торгово-ремесленным и культурно-хозяйственным центром хуннской империи.
Исследования историков и яркие материальные находки, найденные на территории Улан-Удэ и пригорода, дают основания считать столицу Бурятии древнейшим городом России, история которого уходит корнями в третье тысячелетие до н.э., в эпоху могущественных хунну.
Инициатором проекта увеличения возраста столицы стал Гуннский фонд, который существует в Бурятии уже 10 лет. Его поддержали администрация города Улан-Удэ, общественные деятели и ученые. Сама идея увеличения возраста столицы Бурятии сразу стала обсуждаемой не только местными СМИ, но и федеральными.

Историческая правда?

Что здесь важнее: восстановить историческую правду и время рождения столицы или предложить гостям региона новый необычный проект, который ярче, информативнее познакомит их с историей российской Азии? Пожалуй, одно невозможно без другого. Более «древний» Улан-Удэ привлечет еще больший интерес мирового сообщества к Байкальскому региону. Бурятия может стать первым российским регионом, где заработает особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Все предпосылки для этого есть уже сегодня. По оптимистичным прогнозам, республику уже к 2017 году будут посещать до 2 млн туристов в год.
Но не только Байкал и турзона могут привлечь в Бурятию, а значит, и в Улан-Удэ, гостей со всего мира. Регион привлекателен и своей близостью с динамично развивающимся Китаем и все более открывающейся миру Монголией.
Восстановленная, исторически достоверная гуннская крепость, которая может стать музеем, будет наверняка не менее интересна туристам, чем сказочная резиденция Деда Мороза в Великом Устюге. Проект реконструкции городища обойдется почти в 500 млн рублей. – Мы планируем восстановить часть поселения в первозданном виде, отстроить жилые дома, мастерские, как они были. Это будет интерактивный музей. Там в действительности будут жить люди, и посетители смогут наблюдать за тем, как они ведут хозяйство, какие у них орудия, одежда, скот. Мы хотим воссоздать все в деталях, – рассказал Олег Булутов, директор Гуннского фонда.
Все споры о том, стоит ли Улан-Удэ претендовать на возраст в 2220 лет, будут решаться цивилизованно: городской совет депутатов создал рабочую группу, которая должна рассмотреть правовой алгоритм этого вопроса.
Кроме того, основная часть раскопок находится на территории соседнего Иволгинского района, поэтому необходимо решение правительства Респуб­лики Бурятия о передаче этих земель городскому округу «Город Улан-Удэ». Только тогда мэрия на законных основаниях сможет поддерживать там порядок и продвигать проект реконструкции гуннского городища.
Сегодня древнейшим городом России считается дагестанский Дербент, основанный в 438 году. Также к патриархам относятся Великий Новгород, Смоленск, Муром и др. Ни один сибирский город пока в этот почетный список не входит.

Бурятия – единственная на территории России зона, где обнаружено около 100 археологических памятников коренных хунну, в том числе 5 поселений (из них 2 городища), 33 могильника (3 – с элитными курганами) и более 50 местонахождений. Самый северный памятник хунну – Иволгинское городище – и находящийся рядом одноименный могильник расположены в пригороде Улан-Удэ. Отдельные находки встречаются на побережье озера Байкал и в долине реки Баргузин. Поселения и городища хунну находятся по берегам Селенги, Джиды, Чикоя. Население в хуннскую эпоху состояло из кочевников (большая часть), оставивших после себя ­могильники и кочевые стойбища, представленные дюнными стоянками, и из оседлых, живших на городищах и в поселениях. До сих пор не выяснен характер взаимоотношений кочевого и оседлого населения хуннского общества. По всей видимости, оседлое население занималось выращиванием зерна и производством ремесленной продукции. По оценкам ряда исследователей, в хуннское время на территории Бурятии могло одновременно выпасаться около 1,5 млн голов скота и кочевать примерно 27 тысяч человек. В военном отношении такое население могло выставить от двух-трех до пяти тысяч вооруженных воинов.

Город-крепость
Сама природа благословила около двух тысяч лет тому назад кочевой народ хунну остановиться в Иволгинской долине, расположенной в пригороде современного Улан-Удэ. Лучшего места для пастьбы скота, устройства жилищ, развития ремесел и быть не могло. Городище было расположено на надпойменной террасе левого берега старого русла Селенги и имело подпрямоугольную форму размерами 348 на 216 м. Вход в городище располагался с южной стороны. С востока его площадь была ограничена обрывистым берегом старого русла реки, с остальных сторон окружена фортификационными сооружениями (четыре линии валов и три рва между ними). Рвы в древности достигали глубины 2–2,5 м. Валы в настоящее время сравнительно невысокие, однако за две тысячи лет ветровая и водная эрозия настолько изменила их облик, что трудно представить истинные размеры крепостных стен. Общая ширина оборонительной полосы составляла 35–38 м, что создавало трудности для внезапного налета. Для кочевников, населявших забайкальские степи, вообще не знавших фортификационных сооружений, это была неприступная крепость. Тем не менее, несмотря на наличие такой оборонительной системы, в начале I в. н.э. Иволгинское городище, просуществовавшее около двухсот лет, было разгромлено и сожжено. Внутреннее пространство городища было плотно застроено. На 20% площади поселения ученые обнаружили остатки 54 жилищ. Это относительно небольшие (от 2,80 (3,20) м шириной до 6,85 (6,65) м длиной), прямоугольные в плане полуземлянки, углубленные на 0,55–1,1 м, с входом с южной стороны. Глинобитные стены имели столбовой каркас. Опорные столбы поддерживали двускатные кровли, сложенные из балок и брусьев, с глиняной обмазкой, покрытые жердями, прутьями, берестой, соломой, золой и поверх всего этого – дерном. В северо-восточном углу каждого жилища имелась закрытая, сложенная из каменных плит печь. От печи, вдоль западной и северной стен, проходил сооруженный из плоских каменных плит дымоход, действовавший как отопительный канал. В центральной части городища было построено глинобитное наземное, в отличие от полуземлянок, здание, где предположительно жил правитель. Оно имело большие размеры (13 на 11,5 м), толстые (1,12–1,38 м) сырцовые стены, большую печь, тщательно утрамбованный пол. Не исключено, что у хунну существовали наземные срубные деревянные дома. Хунну-кочевники жили в переносных войлочных жилищах, наподобие монгольских юрт. Они были очень удобны при сезонных перекочевках, спасая зимой от холода, а летом от зноя.