Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 09-10 (116) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ: НЕ УПУСТИТЬ ШАНС...


МОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ?


Геннадий Горбунов, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу



ГорбуновЛето 2010 года с аномально жаркой и засушливой погодой обострило проблемы, связанные с состоянием агропродовольственного рынка и обеспечением продуктами питания населения. Скачок цен на ряд основных видов продовольствия больно ударил по семейным бюджетам граждан, особенно с низким уровнем доходов.
Благодаря своевременным мерам Правительства Российской Федерации, в кратчайшие сроки были нивелированы последствия аномальной жары прошлого года. Пострадавшие сельхозтоваропроизводители получили компенсацию – 35 млрд рублей из федерального бюджета и 11 млрд рублей из региональных бюджетов.
В результате производство зерна в этом году прогнозируется на уровне 90 млн т, что достаточно для обеспечения внутренних потребностей и восстановления экспорта, который составит около 20 млн т. Будут получены рекордные ­урожаи сахарной свеклы и подсолнечника Таким образом, можно констатировать, что растениеводство восстановилось после прошлогодней засухи.
Благодаря соглашениям между производителями и переработчиками молока, заключенным в 2010 году, были стабилизированы закупочные цены на сырое молоко, что позволяет распределять доходы от его реализации между всеми участниками производственной цепочки и делает молочное животноводство инвестиционно привлекательной отраслью.
Объемы производства молока на протяжении последних лет остаются относительно стабильными – на уровне 32 млн т. При этом в молочном животноводстве сохраняется тенденция качественного обновления породного состава поголовья КРС, в том числе за счет замещения менее продуктивных пород более продуктивными. Это позволило увеличить в прошлом году надои на одну фуражную корову до 4189 кг.
В рыбной отрасли России также наблюдается положительная динамика, наращиваются объемы добычи водных биоресурсов и производства рыбной продукции. Так, в 2010 году улов достиг 4 млн т, что выше уровня предыдущего года на 5,8%. Объем производства товарной пищевой рыбной продукции составил 4,5 млн т (рост к 2009 году – 1,5%). Доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за 2010 год составила порядка 77,5% (плановый показатель на 2010 г. – 69%). Потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения за 2010 год составляет около 20 кг.
Основные перспективы развития рыбохозяйственного комплекса определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, согласно которой в 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биоресурсов должна увеличиться в 1,8 раза, среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля российской рыбной продукции в структуре потребления – с 67 до 85%.
Важным итогом последних двух лет стала разработка Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Это основополагающий для отрасли документ, который определяет пороговые значения доли импорта на российском рынке.
По данным Минсельхоза России, в 2011 году будет обеспечено выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности по зерну, картофелю, сахару, растительному маслу и рыбной продукции.
К сожалению, по мясу уровень само­обеспечения – на 8,2%, а по молоку – на 10,6% ниже порогового значения Доктрины. Даже при положительной динамике развития в ближайшие 3–5 лет предстоит многое сделать, чтобы Россия стала значимым участником мирового рынка продовольствия и смогла бы активно участвовать в обеспечении не только национальной, но и глобальной продовольственной безопасности.
Сегодня сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. За счет ввоза формируется примерно треть товарных ресурсов на продовольственном рынке. По данным ФТС России, с учетом данных Росстата о поставках мяса из Республики Беларусь, в 2010 году импорт мясной группы составил: говядины – 752,9 тыс. т (98,9% к уровню 2009 г.), свинины – 680,8 тыс. т (102,1% к уровню 2009 г.), мяса птицы – 688,1 тыс. т (69,8% к уровню 2009 г.). В стоимостном выражении общий импорт мясной группы в 2010 году составил $5,74 млрд (в 2009 году – $5,89 млрд). Сложной остается ситуация с обеспечением крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов, которые на 50–70% зависят от импортных поставок продовольствия.
При этом качество импортируемых продуктов оставляет желать лучшего. Особую тревогу вызывает проникновение на российский рынок продуктов питания, содержащих генно-модифицированный компонент (­ГМ-компонент). Проблемы распространения ГМО и ГМ-продуктов весьма актуальны, поскольку угрожают не только продовольственной, но и биологической и экологической безопасности страны.
ГМ-продукты в Россию официально поставляют более 50 фирм, объем поставок составляет более 500 тыс. т ежегодно. По данным Института питания РАМН, трансгенные соя и кукуруза присутствовали в 61 продукте (муке, колбасах, напитках, пищевых добавках, детском питании).
Перед Россией остро стоит проблема создания национальной системы обеспечения биологической безопасности. С 2002 года введена государственная регистрация всех ГМО при их первом выпуске в окружающую среду, промышленном использовании и импорте, введена обязательная маркировка продуктов, содержащих более 0,9% ­ГМ-компонентов.
Если обратиться к мировому опыту, то в странах Евросоюза с 2004 года запрещено производство и ввоз на территорию детского питания, содержащего ГМО. Во Франции, Италии, Греции требуется маркировка продуктов, содержащих любое количество ­ГМ-компонентов. Мораторий на ГМО существует в Новой Зеландии и большинстве стран Африки, а в Китае и Индии существуют ограничения на использование пищевых ­ГМ-продуктов.
В Российской Федерации уже действует ряд ограничений на использование ГМО в детском питании. Запреты прописаны в некоторых технических регламентах, между тем эти ограничения пока не могут охватить весь спектр реализуемой продукции, предназначенной для детей грудного и младшего дошкольного возраста. Кроме того, огромная доля рынка детского питания приходится на продукцию иностранных компаний-производителей.
В настоящее время на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации находится законопроект, предлагающий запретить использование генно-модифицированных организмов в продуктах детского питания, произведенных или ввезенных на территорию нашей страны.
Сейчас для эффективного контролирования рынка продуктов питания крайне важно оперативно создать сеть из сотен оснащенных современным оборудованием лабораторий с квалифицированным штатом контролеров. Затраты на организацию такого контроля весьма существенны, что сдерживает реализацию на практике.
Современное российское законодательство надежно защищает права граждан, обеспечивает безопасность и качество продовольствия территории в соответствии с Федеральными законами «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; техническими регламентами: «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «Технический регламент на масложировую продукцию», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на табачную продукцию» и утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года №120 Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.