Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (115) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Транспорт России


ЗДОРОВЬЕ ИЛИ КОШЕЛЕК?


к принятию Закона «Об основах охраны здоровья граждан России»

Как известно, принятие законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан РФ» перенесено на осень 2011 г. Сегодня среди медицинского сообщества идет очень серьезная полемика в отношении этого документа. Есть несколько точек зрения. Президент Национальной медицинской палаты Л. Рошаль, например, считает, что к данному законопроекту вопросов достаточно много, но основных – два. Первый: абсолютная неясность, какие медицинские услуги люди будут получать бесплатно, а какие платно. Второй: роль и задачи руководителей муниципального здравоохранения. Сегодня все организации, входящие в НМП имеют текст законопроекта, да и многие медработники в летнее время озабочены тем, чтобы эффективно и полноценно доработать закон. Медицинская общественность обеспокоена: принимать закон или нет в том виде, который представлен. Очевидно, что впереди большая работа – и по доработке законопроекта, и по его принятию. Наверняка, нужно расширение дискуссии в самом обществе: и среди профессионалов-медиков, и среди граждан, поскольку принимаемый закон затрагивает интересы всех.



Начнем с цифр. Сегодня выделено 460 млрд рублей на модернизацию здравоохранения. Вместе с тем пресса утверждает, что в перерасчете на душу населения Россия тратит на медицину в 4 раза меньше, чем страны Западной Европы, не говоря уже о Канаде и США. В России 44 врача на 10 тыс. человек. Положение в целом в отрасли остается тяжелым и многоструктурным. Например, у нас почти 20 министерств и ведомств располагают собственными учреждениями здравоохранения, а это 7,5% всех больничных учреждений страны, 5,9% всех больничных коек, 17% всех амбулаторно-клинических учреждений, 10,5% всех врачей и 12,5% всего среднего медицинского персонала. Действующая структура лечебных учреждений утверждена еще в 1999 г., и всего, в соответствии с ней, в стране насчитывается 135 типов учреждений здравоохранения. Например, те же больницы подразделяются на 47 типов, основные из которых мы знаем: участковая, районная, центральная, городская, областная (краевая или окружная) и республиканская. В дополнение к ним в России имеются еще 15 типов специализированных больниц и 9 типов специализированных больничных центров. При этом у нас до сих пор нет межрайонных больничных центров. Многие сетуют, что в стране самая сложная, малоуправляемая и неэффективная в мире структура. Нерациональность построенной системы вполне очевидна. В то же время реализуется и базовый принцип построения системы медпомощи населению (амбулаторно-поликлиническая, скорая помощь и стационары), но до сих пор звенья плохо интегрированы между собой. Самой малоэффективной и перегруженной является служба амбулаторной помощи. Картина амбулаторной медицины без прикрас – это бегающий по своей территории участковый врач, львиную долю времени тратящий на перемещение и выписку рецептов. Кстати, в результате реформ исчезли кабинеты доврачебной медицинской помощи, и упор делается на стационарную помощь. Пребывание в самом стационаре тоже фиксировано. Но самое главное – у нас по-прежнему отсутствует система восстановительного лечения и реабилитации. Поразительная цифра: около 1,8 млн человек ежегодно в России умирает вне стационаров, а каждый третий госпитализированный больной поступает в стационар с задержкой более 24 часов. Впрочем, вопрос о скорой помощи – отдельный и сложный.
Но одно из главных препятствий в реформе здравоохранения – дефицит врачей. В прошлом году некомплект врачей составил 30%, в основном в реаниматологии, фтизиатрии, скорой помощи и т.д. При доле сельского населения России 27%, доля врачей, работающих на селе, всего лишь 7,4%. Что говорить, когда в Рязанской области, в районном городке Сапожок, нет кардиолога, соответственно, никто не может расшифровать кардиограмму. И это в 300 км от Москвы!
И последний сюжет: сегодня в 54 субъектах РФ возбуждено почти 80 уголовных дел по фактам закупок медицинского оборудования по завышенным ценам и хищению средств из бюджета. Цены завышаются подчас до немыслимых цифр – на сотни миллионов рублей!
И еще: в республиках Адыгея, Коми, Мордовия, в Алтайском и Красноярском краях, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Тамбовской и Ульяновской областях прокуроры выявили факты включения в состав лотов оборудования, ни технологически, ни функционально не связанного с предметом торгов. И что нам ждать?
Мы будем постоянно рассказывать о ситуации в российской медицине и подготовке к принятию ожидаемого законопроекта.

Николай Слепцов