|
Архив
№ 07-08 (115) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Транспорт России
|
|
МОСКВА "ОКРУЖАЕТСЯ"
Все это лето жители Москвы и Подмосковья – в тревожных думах о новом уровне «столичности». После неожиданного заявления Президента РФ Д. Медведева на Петербургском международном экономическом форуме о целесообразности создания Столичного федерального округа установка практически сразу была принята к реализации. Соответственно, власти Москвы в лице мэра С. Собянина и власти Подмосковья в лице губернатора Московской области Б. Громова не без участия федеральных властей определились с направлением расширения столицы.
Планы по развитию новой территории Москвы:
строительство объектов общей площадью порядка 105 млн кв. м. жилья, из них 60 млн кв. м – жилой фонд и 45 млн кв. м – фонд общественно-делового назначения. Тем самым будет предоставлено жилье 2 млн москвичей и создано более 1 млн новых рабочих мест.
Размещение федеральных органов госвласти, органов власти Москвы, объектов международного финансового центра, научно-образовательного и инновационного кластеров, включая инновационный центр «Сколково». Соответственно – строительство новой линии метрополитена в Сколково, продление от ст. «Юго-Западная» до ст. «Тропарево» и ст. «Румянцево». Продление линии метрополитена от Южного Бутово в район Коммунарки.
Площадь столицы вырастет более чем в 2 раза – со 107 тыс. га до 251 тыс. га. 144 тыс. га – это значительная территория, что практически соответствует площади нынешнего Санкт-Петербурга.
Решая задачу расширения, Мосгордума абсолютным большинством голосов приняла в первом чтении закон, закрепляющий расширение территории столицы в границах, определенных в соглашении, подписанном 11 июля нынешнего года мэром Москвы С. Собяниным и губернатором Московской области Б. Громовым. Прежде всего хочется отметить беспрецедентность этого примера, когда такого рода сложнейший вопрос решается в режиме «скорой помощи». Такая скоропалительность породила немало кривотолков, и появились противники расширения столицы, причем даже среди москвичей. Социологи считают приблизительно равными мнения жителей «за» и «против» расширения Москвы. Заманчивость проекта очевидна: с одной стороны, многие жители Подмосковья обретут столичный статус со всеми вытекающими отсюда последствиями. Народ засуетился – на предполагаемой территории проживает всего 250 тыс. человек, а заявок на регистрацию за последние 2 месяца подали уже полтора миллиона человек. Но главное не в этом. Многие сомневаются в успешной реализации намеченных планов. Дело здесь не только во времени, а это не 10–20 лет: речь идет об огромнейших деньгах. По ряду данных, сегодня проект оценивается в 10 трлн рублей. Московские чиновники при этом заверяют, что бюджет несильно пострадает, а большую часть объектов будут строить инвесторы, что тоже пока сомнительно. Намеченная к освоению территория в ранге «столичного уголка» поражает своей неразвитостью, запущенностью и убогостью. И это – рядом с Москвой. 144 тыс. га – это гигантские территории, где мало что пригодного на сегодня для постоянной жизни и деятельности человека. Несмотря на то что в рамках предполагаемого присоединения есть ряд растущих и уже значимых городов – Троицк, Щербинка и части Подольска и Видного, все остальное – или заброшенные промышленные постройки, или покосившиеся заборы, или запущенные склады, или депрессивные сельские поселения. Впечатление достаточно грустное. Все это – наглядное свидетельство реализованных градостроительных идей как советского, так и постсоветского времени. Кстати, многие пункты между собой никак не связаны. Чтобы попасть из города в город, порой надо выезжать на МКАД или искать загадочные тропы. Трудно согласиться и с реальным объемом вложений, а также инвестиций для создания инфраструктуры. Об этом как-то помалкивают. Заостряя внимание на транспортной проблеме в названных районах (касаясь темы нашего номера), надо объективно сказать, что сегодня этот вопрос практически не решен. Например, железнодорожного сообщения между многими отдельными частями намеченной территории и центром Москвы нет, а соединить эти участки с Киевской и Симферопольской железными дорогами пока не представляется возможным. Кстати, железные дороги – по краям, такая же ситуация и с основными автомагистралями. Существует две вполне нормальные трассы – Варшавское и Киевское шоссе, уже страдающие от перегруженности. Варшавское шоссе – поскольку проходит (из Москвы) через Щербинку, Подольск, Климовск. Что касается Киевского шоссе, то до Внуково движение достаточно напряженное из-за развития аэрокомплекса. В любом случае, нужна гласность и открытость, не говоря уже о соответствующих экспертизах при реализации намеченного, а этого явно нет и не предвидится…
Михаил Игнатьев
|