Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (115) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Транспорт России


ГОНКИ НА БЕЗУМНЫХ МАРШРУТАХ


Слышали ли вы выступление хорошего хора, в котором верхние и нижние голоса исполняют вроде бы разные партии, но в результате все сливается в удивительную мелодию? Так и в нормальной стране: «верхние» голоса ведут свою партию, «нижние» – свою, а все слушают и слышат друг друга и работают на общий результат, чтоб всем было хорошо. Какой проблемы не коснись. Хоть транспортной, по которой у нас такая разноголосица… В данном случае я оказалась в «зрительном зале» и имела возможность оценить результат со стороны, испытав на себе все транспортные прелести в поездке в провинцию. Еду в Волгоград…



ВолгоградПытаюсь взять билет на поезд, лучше фирменный, чтобы побыстрее, лучше плацкартный вагон, чтобы подешевле, тем более в фирменном поезде плацкартные вагоны обычно очень приличные и чистенькие. Приличных поездов до города-героя курсировало два – «крутой» №1 и скорый №15. Обнаружилось, что «крутой» курсирует не каждый день, плацкарт стоит уже 2200 руб., а люкс – 7500! Круче только «боинг» в ту же сторону (приблизительно 12000), хотя большая часть авиарейсов дешевле проезда в этом поезде.
Есть ли смысл трястись почти сутки? Потому первый скорый почти наполовину пуст. Потому же, вероятно, и сократили число рейсов этого некогда самого популярного поезда. Беру единственный билет на 15-й за 1400 р., который идет столько же и имеет теперь всего три плацкартных вагона. И только на перроне увидела их ужасающее состояние: грязь, вонь, окна где не закрываются, где не открываются. Проводники пояснили, что вагоны чуть ли не списанные. А куда же подевались те, что были еще год назад – новенькие, чистенькие?
В город прибыли без опозданий. Что в знаменитой волжской провинции меня всегда радовало, так это великое множество маршруток, точнее, их маршрутов. Вот уж где рынок показал все свои преимущества: «маршруточники» проложили их чуть ли не к каждому дому почти 100-километрового города, захватив попутно и областной Волжский. Суетливые микроавтобусы подберут вас в любой точке города в любое время, хотя после 21.00 дороже, что вполне логично: приспичило вас на ночь глядя куда-то выбраться, платите… от 15 рублей и выше. По столичным меркам – цена смешная, хотя в прошлом году было и дешевле.
Официально: новую стоимость проезда в маршрутках утвердило местное управление по региональным тарифам, повысить цену просили сами волгоградские перевозчики, изменение стоимости проезда в маршрутках вызвано увеличением прожиточного минимума, ростом цен на бензин и дизтопливо, а также перераспределением пассажирских потоков. Но здесь наблюдается некая закономерность: как только общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов и трамвая здесь дорожает (10 рублей), за ним подтягиваются и маршрутки (10 рублей). Потому есть и неофициальная точка зрения, которой поделились водители: повысить цену их… заставили. Иначе на муниципальном транспорте ездить никто не будет. В пользу этой версии говорит и тот факт, что цена повысилась до минимума из заявленной «вилки». Странный получается тогда рынок – «добровольно-принудительный». Понятно, что не согласиться с вышестоящим «указом» они не могли, поскольку рычагов влияния на них более чем достаточно.
То же состояние транспорта («убитое»), вызванное в том числе и «убитыми» дорогами, которые год от года становятся все хуже. Интересно, что за все мои посещения этого достойного города я ни разу не видела на его летних улицах дорожных ремонтников. Такое ощущение, что эта профессия здесь вне закона. Нет, не случайно Волгоград стал «впереди России всей» как город танцующих мостов. Те же хамоватые водители, которые в погоне за пассажирами и заработком на дорогах устраивают «гонки на безумных маршрутках», с южным темпераментом нарушая все правила приличия, не говоря уже о ПДД. Машины ГИБДД на волгоградских дорогах тоже, кстати, встречаются редко…
Есть в Волгограде и своя «фишка», претензия на столичность, веселящая всех приезжих. Сначала гость удивляется, увидев вход в «подземку», а спустившись туда на эскалаторе, видит станции метро с привычными названиями: «Пионерская», «Комсомольская»… Чем не Москва! И вдруг из тоннеля выезжает… трамвай! Это чудо называется «метротрам», местные же называют его – «метросрам», видимо, имея в виду некую пародию на метро. Метротрам – самый комфортабельный и скоростной вид общественного транспорта. Однако вторая очередь строится более четверти века с перерывом на перестройки, лихие 90-е, кризисы и смены мэров. Вообще дороги и мосты здесь, как и во всей России, – то место, где всегда не хватает денег.
…Из Волгограда уезжаю дешево и доступно – автобусом. С четырех точек Привокзальной площади едут на Москву каждые два часа комфортабельные автобусы четырех компаний. В пути всего 14–16 часов в отличие от самого быстрого поезда. Стоят всего 1500 в отличие от «боинга». В отличие от убогого плацкарта – кондиционеры, тонированные стекла, столики, взять билет можно всегда, даже за полчаса до отъезда. Едут обычно в ночь, и если повезет и народу будет мало, можно пристроиться на двух или четырех креслах и поспать.
Мне повезло – полупустой автобус и четыре кресла на ночь. Единственное, что убивает пассажиров и автобусы – это те же дороги (приличные только в Московской области) и если вдруг вас приспичит... А приспичит за это время обязательно. Знаете ли вы, что такое придорожный сортир типа «очко»? А теперь представьте это же счастье в условиях инфляции – оно еще и регулярно дорожает. Почему на европейских дорогах это удобство вполне комфортное, чистое и чаще всего бесплатное? И почему никто не «давит» на этот сегмент рынка, который тоже – часть если не транспортной политики, то транспортной магистрали?
Автобус прибыл в подворотни Павелецкого вокзала – на привокзальную площадь их теперь не пускают: говорят, мол, РЖД выжимает конкурентов. А мы выбираем автобус. Вообще автобусы спасают Россию. Россия жива бомбилами! И побеждает у нас пока транспорт бомбил!
Увы, дороги транспортных стратегий и российские дороги пока расходятся.

Людмила Дружинина
Москва-Волгоград