|
Архив
№ 07-08 (115) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Транспорт России
|
|
"РЫСАЧОК" ИДЕТ НА ВЗЛЕТ
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 было представлено немало новинок. К сожалению, российская коллекция в этом году не так богата. Тем приятнее живой интерес, который вызвал у посетителей салона и авиаспециалистов легкий двухмоторный многоцелевой самолет «Рысачок», разработанный в ОКБ Вячеслава Петровича Кондратьева (НКФ «Техноавиа») и построенный на заводе флагмана нашей космической отрасли знаменитого самарского «ЦСКБ-Прогресс» (генеральный директор Александр Николаевич Кирилин). Первый летный экземпляр «Рысачка», получивший счастливый регистрационный №777, прекрасно показал себя во время показательных полетов на МАКСе, а машиной заинтересовались потенциальные заказчики, в частности ряд авиапредприятий России.
Самолет предназначен, в первую очередь, для обучения летчиков в летных училищах гражданской авиации России как выпускной многодвигательный самолет на завершающих этапах подготовки. В этом качестве он должен обеспечить безопасную отработку в реальном полете «отказных» ситуаций – сваливания, режимов продолженного взлета и полета при реальном отключении двигателя. Аэродинамика и управляемость самолета должны «прощать» курсанту определенные ошибки. В итоге обучаемый (наряду с тренажерной подготовкой) должен получить реальный опыт и приобрести настоящие навыки активного противодействия развитию аварийной ситуации, поверить в свои силы. Компоновка кабины пилотов должна приблизительно соответствовать кабине современных больших самолетов. В этих целях «Рысачок» получил увеличенного размера вертикальное и горизонтальное оперение, двигатели, максимально «прижатые» к фюзеляжу, крыло прямоугольной формы в плане, мощное убирающееся шасси с пневматиками большого размера и современный пилотажно-навигационный комплекс «Garmin». На самолете установлены противообледенительная и кислородная системы, метеолокатор. Все это позволяет выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях с коротких грунтовых аэродромов. По мнению большинства экспертов, «Рысачок» как раз тот самолет, который нужен российским училищам гражданской авиации. Кроме того, у нового самолета прекрасные перспективы и для использования в других целях: для перевозки 9–10 пассажиров на расстояние до 2 тыс. км; перевозки грузов общей массой до 1,5 т; десантирования парашютистов (15 десантников или 8 парашютистов-пожарных); патрулирования сухопутных и морских границ, шоссейных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропередач и т.п.; поисково-спасательных операций, в т.ч. доставки и высадки отрядов спасателей МЧС на неподготовленные площадки, подобранные с воздуха; перевозки шести лежачих больных на носилках в сопровождении медработника в санитарном варианте; выполнения аэрофотосъемки и экологического мониторинга. Эксперт в области авиации, член-корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Юрий Кузьмин считает: – «Рысачок» позволит возродить в России региональную авиационно-транспортную систему, существовавшую в СССР, реанимировать сотни маленьких аэродромов с элементарно подготовленными грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Он способен заменить устаревшие Ан-2 и импортные L-410, имея гораздо более высокие по сравнению с «аннушкой» летные характеристики, высокую крейсерскую скорость, большую дальность и продолжительность полета при той же коммерческой нагрузке. Недостаток «Рысачка» (хотя и дающий оптимальное сочетание цены и качества) – то, что его двигатели, винты, авионика импортные. Думаю, этот самолет будет востребован не только в России, но и за рубежом. Скажем спасибо создателям самолета, прекрасно презентовавшим на МАКСе свое новое изделие, и пожелаем им и их детищу удачи и большого будущего. В добрый путь, «Рысачок»!
Сергей Якушев
|