Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (115) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Транспорт России


МАКС ДЕСЯТЫЙ: ЮБИЛЕЙ НА УДАЛСЯ


Как правило, Международный авиационно-космический салон совпадает с Днем Воздушного флота. Нынешний не стал исключением. Единственной заметной особенностью стало то, что на открытии в первый день, вопреки традиции, не было премьер-министра Владимира Путина. Причины неведомы, но заставили об этом говорить, ведь салон проводится под его патронажем и при поддержке госкорпорации «Ростехнологии». В этом году в салоне принимают участие 800 компаний, представляющих различного рода авиационную технику и вооружение из 40 стран мира. Но наш МАКС, несмотря на международную «начинку», конечно, еще не вышел на уровень тех же Фарнборо и Ле Бурже, где традиционно участвуют практически все мировые авиационные компании.



МАКСПо сути, единственным значимым событием МАКСа-2011 стал дебют отечественного истребителя пятого поколения Т-50. Он был впервые показан в паре. По мнению профессионалов, это единственный в мире самолет, летающий на сверхзвуке без форсажа, что дает колоссальную экономию топлива. Да и те, кто наблюдал самолет в полете, обратили внимание на его особую конфигурацию. Однако надо сказать, что военная авиация не показала особых новинок, и нельзя не согласиться с мнением Героя России М. Толбоева, высказанного на МАКСе: «Уже 20 лет как русскую авиацию «убивают». Планировавшиеся контракты между МО и корпорацией МиГ на поставку МиГ-29К не состоялись, хотя их должны были оформить летом. Да и «Вертолеты России» еще согласуют поставки вертолетов Ка-52 для сухопутных войск. Все это говорит о том, что картина не так радужна, как ожидалась…
Посетив все-таки МАКС-2011 на показе Т-50 премьер-министр, осмотрев ряд экспонатов, подтвердил идею реализации кластера авиапрома мирового уровня. Стоит вспомнить, что 20 февраля 2008 г. тогда еще Президент России В.В. Путин подписал Указ №217 «О национальном центре авиастроения (НЦА)», основная цель которого – формирование системообразующей инфраструктуры для развития в первую очередь национального авиастроения. Капитальные затраты с 2009 г. по 2017 г. оцениваются в $4,4 млрд. Действительно, замах большой, хотелось бы только, чтобы реализация всех идей и создание социальной и транспортной инфраструктуры шли без отставаний. В свою очередь, и Президент России Д. Медведев еще в апреле 2011 г. на заседании Совета безопасности отметил, что «до 2020 г. на поддержку отрасли будет выделено около 5 трлн рублей. Тем самым сумма, выделенная на авиацию до 2020 г., в 10 раз превышает финансирование этой сферы в предыдущем десятилетии… Но нужно вкалывать, а не только деньги требовать». Специалисты отмечают, что для подъема авиастроения этих средств совершенно недостаточно, реализовать можно лишь какое-то одно направление промышленности. А для осуществления мощного инновационного рывка, по сути, нужны совершенно другие деньги.
Возвращаясь к теме нынешнего МАКСа, следует сказать о сумме подписанных контрактов – она оценивается в $10 млрд. И первым контрактом явилась продажа 12 региональных пассажирских самолетов «Sukhoi Superjet» ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» индонезийской авиакомпании Sky Aviation с поставкой в 2012–2015 гг. на сумму порядка $380,4 млн.
Еще одна деталь этого юбилейного МАКСа – значительное количество зарубежных экспонатов, включая самый большой А-380 и американский Boeing-787 Dreamliner.
И последнее: все-таки хотелось и ожидалось, что десятый МАКС будет юбилейным не только по возрасту, но и по уровню, и по содержанию… И, соответственно, успешным.