Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 07-08 (115) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Транспорт России


ПОЧЕМУ МЫ ВСЁ ЕЩЕ НЕ РАЗВИВАЕМСЯ


Григорий АтаманчукГригорий Атаманчук, профессор
Страна вступила в очередную избирательную кампанию, что поневоле привлекает внимание к состоянию, потенциалу и результативности ее многообразных производственных, социально-экономических и духовно-культурных систем.



Говорится немало: многие критикуют прошлое и самоуверенно предвещают радужное будущее. Однако, как в советский период, так и за последние 20 лет, не вскрывают причин, оснований и препятствий, которые мешают развитию. Причем именно развитию производственных сил, а не политико-идеологической надстройки. Ведь известно, что где-то с 1975 г. у нас затормозилось, а потом совсем остановилось технологическое обновление и рост производства, что повлекло и ухудшение благосостояния. Тенденция до сих пор, увы, не преодолена. Складывается впечатление, что основные действующие лица правящего класса как бы смирились с отсталостью и в соответствии с ней и для нее выстраивают концепцию будущего и, соответственно, стратегию управления.
Если экстраполировать так, как они есть, сложившиеся тенденции жизнедеятельности, то они однозначно ведут страну к превращению в ресурсный, транспортный, экологический или иной придаток развивающихся экономик Запада и Востока, конкретнее, Европейского союза и Китая, и утрате суверенитета РФ. В таких условиях даже ядерно-ракетные «мускулы» мало что могут, ибо их надо поддерживать экономически, производственно, технологически и научно.
Ситуация в общем кризисная и критическая. Но взамен поиска выхода из нее у нас инициируются разные аллюзии, которые рассеивают внимание, порождают «мыльные пузыри», ведут к публицистической пустоте. Стало модным непрерывное реформирование всего и вся, из-за чего почти везде разбалансированность, противоречия, провалы ресурсов, неудовлетворенность, а то и раздражение населения. Множество людей чем-то занято, озабочено, а позитивных результатов не видно.
Наблюдается активное изобретение определенных конструктов (фетишей, предметов внимания и т.д.), вокруг которых разворачивают как бы общественные «баталии». Уже несколько лет проповедуется «суверенная демократия», хотя суть подлинной демократии состоит всего лишь в народовластии. И уж совсем не сводится демократия к «многопартийности» и «технологичности» выборов.
Задумали и новый этап «десталинизации», не придав значения тому, что выдвинувшие его авторы обнажили лично себя в качестве ярых сталинистов. Ведь поиск врагов и борьба с ними – любимое кредо всей политической карьеры вождя. Что, будем снова к нему возвращаться и «бороться», но уже с другими «врагами»? При таком способе мышления можно ожидать очередного всплеска ненависти к прошлому и изничтожения его в связи с приближающимся 100-летием Великой Октябрьской революции. Выдвинута идея «народного фронта» в своеобразной интерпретации. Традиционно «фронты» создаются не для «за», а для «против» – для защиты интересов. Истории известны народные фронты, боровшиеся с коррумпированными правительствами. Любопытно, «против» кого и «за» что будет выступать наш «фронт», объединяющий миллиардеров и представителей госаппарата во главе с правительством?
Все старания адептов идеологии новой жизни почему-то никак не проясняют и не объясняют оснований, причин, действующих механизмов и результатов нынешних общественных явлений, отношений и процессов. Наверное, их умышленно ищут не в состоянии и динамике объективной реальности, в системе производства потребительских ценностей – материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни миллионов, а где-то и в чьих-то субъективистских представлениях и ощущениях собственной экзистенции («Я-концепций»).
А может, на самом деле бесполезно знание того, что все в жизни отдельного человека и его семьи, коллектива людей и общества в целом определяется ресурсами, которыми они владеют, пользуются и распоряжаются? Лучше говорить им о правах и свободах, не обращая внимания на условия, факторы и средства их обеспечения. И уж тем более не ставить проблемы управления ресурсами.
А ведь либо ресурсы идут на обильное потребление: вещизм, роскошь, богемный стиль времяпрепровождения и пр., видимое людям или спрятанное от них (в банках, за заборами и за рубежом); либо на будущее – обновление, совершенствование, инвестиции, улучшение, т.е. на развитие. И самое основное для общества: какими объемами и потенциалами ресурсов они располагают. Традиционно подавляющее большинство ресурсов сосредоточено в руках правящего класса, от которого зависят свободы, права, плюрализм, информация, малый и средний бизнес и пр. Пока это общественная закономерность. Однако состояние и уровень развития различных стран почему-то резко различаются между собой.
Значит, дело не в правящем классе как таковом, а в идеалах, ценностях, целях, компетентности и нравственности его представителей. Вот где точка отчета всего нашего: истории, побед и поражений, прорывов и отставаний. Смогли же правящие классы других стран в гораздо худших обстоятельствах и при серьезной ограниченности ресурсов примерно за 20-летние периоды поднять уровень жизни на большую высоту. Вспомним послевоенные Германию, Италию и Японию и их экономическое чудо. С 60-го года – Южную Корею, с конца 70-х – Китай, да и другие страны. Почему правящие классы многих стран могут, а наш как бы не способен или не хочет?
Нынешний правящий класс 20 лет тому назад получил доверие народа, наследовал собственность, созданную за годы советской власти, его власти никто не угрожал ни внутри, ни вне. Он был всецело свободен в своих решениях и действиях. Но почему-то из всей мировой и национальной культуры он взял лишь одну парадигму, которая давно характерна для властей предержащих в России: стяжательство, накопительство, обогащение и, естественно, потребление их результатов. Все, чем славилось бытие бояр, дворян, купцов, фабрикантов, сановников, императорского двора и пр., было воспринято быстро и сполна. Правящий класс устроил для себя барскую жизнь, а территория и население собственной страны рассматриваются лишь в качестве ресурса для обеспечения их вожделений, амбиций, замыслов, интересов и страстей. Одно следствие деяния правящего класса: в СССР на душу населения потреблялось 180 МДж энергии, сейчас в России – 80 МДж. И это в стране углеводородов. Сравним: США – 300 МДж, Германия – 180, Великобритания – 140. Комментарии излишни – нет энергии для развития.
Неужели кто-то на самом деле считает, что наши министры «гробят» медицину, образование, сельское хозяйство или еще что-то по собственной злой воле? Достаточно им сделать хоть шаг, противоречащий высшей власти, как они завтра окажутся в отставке. То же касается и глав субъектов. Или что за 20 лет из страны вывезено $2 трлн, и поток порядка нескольких десятков миллиардов не иссякает ни на месяц, и государственная власть бессильна? Все имеет основания, цели и конечное предназначение. Если заводы не строятся, а взамен их покупаются за рубежом дворцы, спортклубы, яхты, то таковы, значит, позиции хозяев ресурсов.
Если опираться на объективные факты, то отчетливо видно, что нынешний правящий класс воспринял и внедряет в общество социальный ген личного обогащения, который нельзя отождествлять со стремлением к благополучию. Ибо это разные явления: благополучие необходимо для творческой самореализации, а богатство – для приобретения власти.
Развитие предполагает интеграцию, консолидацию ресурсов, формирование целостности общества и установление в нем рационального уровня управляемости, а социальный ген частного обогащения действует лишь в интересах отдельной личности – собственника ресурсов. Тем самым единственным вариантом разрыва «квадратуры круга» является формирование такой вертикально интегрированной государственной власти, представители которой осознали бы значение явлений масштаба Родины, Отечества, народа. Назрел перелом, прежде всего среди руководящих кадров, который породил бы новые парадигмы сознания, поведения и деятельности субъектов власти. А пока пора перестать звучать фанфарам, ведь поводов для них давно уже нет.