|
Архив
№ 03-04 (113) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Инновационная Россия
|
|
РОСЛЕСХОЗ. ПО ПУТИ СЕРЬЕЗНЫХ ПЕРЕМЕН
В 2010 г. произошли существенные изменения в деятельности Рослесхоза. Отрасль по сути вернула свое место в системе ведомств страны. Переподчинение Рослесхоза напрямую Правительству РФ расширило полномочия агентства в сфере государственного лесного контроля и надзора, госпожнадзора в лесах. Об изменениях, происходящих в Рослесхозе и в целом в лесной отрасли за последнее время, и пойдет наш разговор.
21 марта 2011 г. стало этапной датой в жизни самого Федерального агентства лесного хозяйства и представителей лесной отрасли. В этот день, который неслучайно совпал с Международным днем леса, состоялось Всероссийское совещание по вопросам реализации полномочий в области лесных отношений. В Санкт-Петербурге в Таврическом дворце собрались не только управленцы отрасли, но и многочисленные представители регионов, главы ряда субъектов Российской Федерации, представители науки и образования. Пожалуй, это первое совещание такого рода, которое позволило комплексно рассмотреть вопросы одной из важнейших отраслей народного хозяйства, наметить задачи на ближайший год и на перспективу. Отрадно видеть, что за последние полгода произошли серьезные изменения отношения государства к лесной сфере. Это и совершенствование законодательства (ФЗ №442), и организационные изменения, и расширение полномочий самого Рослесхоза, связанное и с событиями лета 2010 г. и пр. Этот год – особый для работников отрасли. 2011 год в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН провозглашен Международным годом лесов, что также способствовало повышенному вниманию соответствующих структур. Так, стартовавший Международный год леса в России ознаменовался подготовкой целого ряда мероприятий, в первую очередь, созданием оргкомитета во главе с первым заместителем председателя правительства В.А. Зубковым и проведением впервые в стране Национального дня посадки леса, намеченного на 14 мая. Нна некоторых вопросах мартовского совещания мы остановимся поподробнее. И прежде всего следует сказать, что сегодня формирование лесных отношений – общая задача федерального центра и регионов. А задача Рослесхоза – в координации усилий по повышению эффективности лесного хозяйства через соглашения о взаимодействии с регионами. На конец марта соглашения были уже достигнуты с 44 субъектами страны. Сегодня уже 52 субъекта подписали соглашения. Позицию агентства четко обозначил руководитель Рослесхоза В.Н. Масляков: «Мы стремимся выработать единые подходы и механизмы устойчивого управления лесами, согласовать планы развития лесной отрасли, которые станут частью Государственной программы развития лесного хозяйства». На исходе 2010 г. изменилось и федеральное лесное законодательство: существенно уточнены задачи федеральных и региональных органов по целому ряду вопросов. Это и охрана лесов от пожаров, когда появилась возможность проведения работ по тушению лесных пожаров специализированными госучреждениями, и более четкое понятие государственного лесного контроля и надзора, и введение понятия и задач лесной охраны. Но озабоченность вызывает качество законотворческой работы в области лесных отношений в субъектах, где есть нарушения федерального законодательства. Так, в Приморском крае закон субъекта практически прикрывал незаконную заготовку спелых и перестойных насаждений без заключения договоров аренды лесных участков. И здесь своевременно вмешались представители Рослесхоза. Кстати, Федеральный закон ФЗ №442 позволяет Рослесхозу не только отправлять предписания, но и принимать самостоятельные решения об отмене региональных нормативных актов в установленных случаях. Позиция агентства – ключевой фигурой в лесу по праву должен стать лесничий. Он – хозяин в лесу, и Рослесхоз выступает за то, чтобы ему законодательно возвратить этот статус с соответствующими полномочиями и ответственностью за положение дел на территории лесничества. Такая практика уже есть на местах, где в ряде регионов закреплен статус лесничего, их включили в состав государственных служащих регионального уровня. Все это на деле позволяет вписать лесничего, а соответственно систему лесного хозяйства, в общую административную систему государственного управления. А, например, в Вологодской области и Алтайском крае такая система уже выстроена. Сложившееся большое многообразие форм органов лесоуправления в регионах, к сожалению, не способствует качественному взаимодействию, да и сама организация региональных органов в свое время проходила нескоординированно и даже хаотично. Сегодня схема лесоуправления, имея объективную основу, должна, по мнению руководства Рослесхоза, обеспечивать четкость и однозначность обязанностей российского лесничего. Соответственно требуется типовое положение о лесничестве Российской Федерации, согласующееся с обязанностями лесничего. И здесь могут быть полезны и инициативы регионов в лесоуправлении с учетом своих особенностей. Немаловажное значение в системе управления лесами в регионах принадлежит и созданию структур по выполнению всех видов лесохозяйственных работ.
В России имеется 1473 лесничества (лесопарка) и 7522 участковых лесничества. В них работают 38 тыс. чел., из них около 19 тыс. чел. – в участковых лесничествах. В среднем в штате одного лесничеств насчитывается 14 чел., в штате среднего участкового лесничества – 2-3 чел. Максимальная численность штата среднего лесничества отмечается в Тверской (56 чел.), Ленинградской (34 чел.), Тюменской областях (30 чел.), Приморском крае (26 чел.), Карачаево-Черкесской Республике (25 чел.). Средняя площадь одного лесничества составляет 796,4 тыс. га, одного участкового лесничества – 156 тыс. га. Максимальная средняя площадь одного лесничества и одного участкового лесничества характерна для ДФО – около 4 млн. га и около 840 тыс. га соответственно. Минимальные средние площадные размеры лесничеств и участковых лесничеств наблюдаются в ЮФО. В среднем на одного работающего в лесничестве приходится около 55 тыс. га площади земель лесного фонда, при этом в ДФО – 319 тыс. га, в ЮФО – 2,7 тыс. га.
В поле зрения Рослесхоза находятся не все лесные территории России, и пока не удается создать единую систему управления для всех лесов страны. Контролем и надзором агентства охвачены леса на землях лесного фонда на территории субъектов федерации, леса на землях обороны и безопасности (4,7 млн га в 54 субъектах РФ). Вне «зоны действия» единой системы управления находятся леса особо охраняемых природных территорий (26,9 млн га), леса на землях поселений (1,4 млн га), леса на иных землях (7,1 млн га). События лета 2010 г. показали остроту вопроса управления лесами на землях муниципальных образований. Да и здесь ситуация явно непрозрачна – статус городских лесов окончательно не определен, структура управления ими неясна. Поэтому особое внимание принадлежит муниципальному лесному контролю и надзору, муниципальному пожарному надзору в лесах. К сожалению, на практике пока непонятно, как и кем все это осуществляется наяву. В свою очередь Рослесхоз разработал типовые схемы управления лесами на уровне субъекта Российской Федерации и в низовом звене – лесничествах (лесопарках). Серьезнейшей проблемой остается борьба с нелегальными лесозаготовителями и лесозаготовками. Для всех очевиден как экономический ущерб, так и значительный урон при нелегальных рубках самому лесопользованию. Рослесхоз нацелен на поддержку на деле ответственных лесопользователей, а также переработчиков и экспортеров лесопродукции. На основе правительственных решений агентство разработало концепцию государственной системы контроля законности происхождения и реализации круглых лесоматериалов, основу которой составляет информационная база данных о состоянии и использовании лесных ресурсов. На Северо-Западе (в Архангельской области и Карелии) будет соответствующий эксперимент с отработкой методов учета древесины и контроля ее происхождения. Эта база должна обеспечить обмен данными между заинтересованными структурами, что будет способствовать межведомственному взаимодействию и контролю на всех этапах – от заготовки до экспорта лесоматериалов. Сегодня понятно, что предотвращение незаконной заготовки и оборота древесины – комплексная задача. Отсюда и соответствующий правительственный план по предотвращению незаконных деяний на 2011–2014 гг., и создание соответствующей межведомственной комиссии с участием представителей заинтересованных ведомств от МВД до ФТС по разработке государственной системы контроля законности происхождения и реализации круглых лесоматериалов на основе концепции, разработанной Рослесхозом. Актуально звучат слова первого вице-премьера Виктора Зубкова: «В России необходимо создать эффективную систему контроля за операциями с лесом по всей цепочке – от заготовки до продажи на экспорт. Сегодня нет нормального объема документов, которые могли бы контролировать всю цепочку движения лесодревесины – от рубки леса до отправки его на экспорт». Особо беспокоит всех – и власти, и россиян – пожары в лесах. В 2010 г. возникло 33,5 тыс. пожаров, которыми пройдено 2,1 млн га лесной площади. Наибольшая горимость была зарегистрирована в Нижегородской, Рязанской, Ивановской, Московской, Воронежской, Свердловской, Владимирской областях, республиках Марий Эл, Мордовия и Коми, Пермском крае. 73% от общего количества лесных пожаров по России и 49% от площади, пройденной огнем, приходится на Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа, а в 7 регионах вводился режим ЧС. Правительством приняты меры по ликвидации последствий и техническому переоснащению противопожарных формирований. Правомерно первый вице-премьер В.А. Зубков заявил: «Необходимо обеспечить готовность лесной отрасли к любым природным катаклизмам». К весне 2011 г. объем субвенций субъектам на охрану лесов от пожаров увеличен на 1,5 млрд руб. На выполнение работ по восстановлению лесов, пострадавших от пожаров, выделен 1 млрд руб. В этом году предусмотрено выделение субсидий регионам на приобретение специализированной пожарной техники и оборудования в сумме 5 млрд руб. Рослесхоз разработал систему управления лесными пожарами через создание диспетчерской службы на всех уровнях управления с круглосуточным режимом работы (на базе ФГУ «Авиалесохрана» – центральный диспетчерский пункт Рослесхоза); продолжено совершенствование «ИСДМ-Рослесхоз»; организован в ряде регионов мониторинг состояния торфяников, пройденных огнем; приобретена для Московской области лесопожарная техника (158 единиц); создан мобильный командно-штабной комплекс с использованием беспилотных летательных аппаратов при ФГУ «Авиалесохрана» и т.д. Принципиально стоит вопрос об экономике лесного хозяйства. Так, недавно состоявшееся заседание Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ рассмотрело и вопрос о реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. Так, в 2010 г. заработали 8 проектов по глубокой обработке древесины (объем инвестиций – 36 млрд руб.). Всего намечено к реализации 95 подобных инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 415 млрд руб., соответственно рабочих мест – до 40 тыс. Отдельного внимания заслуживает и работа по развитию государственной инвентаризации лесов. 800 млн руб. потратит Рослесхоз на решение этой проблемы. В 2010 г. дистанционным мониторингом использования лесов охвачено 107 млн га в 178 лесничествах 28 субъектов, и оценка эффективности мероприятий в 2010 г. проведена в 150 лесничествах 70 субъектов. Также агентство выборочно по единой методике ведет оценку лесохозяйственной деятельности субъектов РФ в 10% лесничеств по этой представительной выборке. В этом году будет разработана и принята новая лесоустроительная инструкция, которая будет действовать с учетом внесенных изменений в лесное законодательство. Рослесхоз намерен создать единую систему государственного лесного реестра, которая в этом году проходит «пилотную» апробацию в Кировской области. А самое главное – Агентство будет усиливать систему контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий. Выборочные оценки Рослесхоза в ходе мониторинга использования лесов показывают, что в среднем 11% лесосек разрабатываются с нарушениями. По другим данным, на 41% лесных участков лесохозяйственные мероприятия не соответствовали лесохозяйственным требованиям. На 12% лесных участков они не выполнялись вообще. Рослесхоз так оценивает деятельность регионов в 2008–2010 гг.: Лучшие субъекты Российской Федерации: Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Алтайский край, Вологодская, Кировская, Костромская области. Худшие субъекты Российской Федерации: Республика Ингушетия, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Саратовская, Магаданская, Рязанская области. У нас уже сегодня есть регионы с отрицательной динамикой рейтингов в отношении лесного хозяйства: Тульская, Саратовская, Иркутская области. Впечатляет вдумчивый и системный подход нового руководства Рослесхоза к проблемам отрасли. Важно отметить, что набирает силу практика обсуждения общих проблем ведения лесного хозяйства с главами регионов, научной общественностью, экспертным сообществом, а также то, что Рослесхоз рассматривает регионы как союзников в решении общих современных проблем отрасли. Само агентство всерьез занято разработкой проекта госпрограммы «Развитие лесного хозяйства». Ведь именно эта программа будет направлена на обеспечение инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранение их экологической значимости и, соответственно, формирование благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности в России.
|