Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


ПЕРВОПРОХОДЕЦ КОСМОСА


Простой парень из Смоленской области стал первым космонавтом планеты. И этот парень с лучезарной улыбкой – Юрий Гагарин. Сын страны, он и рос вместе со страной, он олицетворял собой лучшее, что было в советское время. Шансы выжить у него были тогда «50 на 50». Он настоящий герой: о его мужестве и хладнокровии говорят и те нештатные ситуации, которые случились во время полета, но мало кому известны до сих пор.



ГагаринПо расчетам, вероятность успешного полета пилотируемого корабля составляла 0,875, а вероятность спасения жизни космонавта, даже при неудачном запуске с учетом систем аварийного спасения, составляла 0,94. Те требования к уровню надежности составляли 0,95. Не имела удовлетворительного решения лишь проблема спасения космонавта на старте. Системы аварийного спасения пока не было.
10 апреля при взвешивании Ю.А. Гагарина в скафандре с креслом обнаружился перевес 14 кг. Ночью для облегчения корабля снимали часть аппаратуры и обрезали кабели, которые были задействованы на беспилотных кораблях. Работы проводились в спешке, без анализа схемы бортовой сети, заодно сняли по одному датчику давления и температуры, которые были зарезервированы. Хуже было то, что в результате появилась «паразитная» гальваническая связь наземных шин с корпусом спускаемого аппарата, что заметили только 11 апреля. В этот день инженеры упорно искали решение и к ночи нашли – отключиться от мотор-генератора и обеспечить питание с помощью аккумуляторов. Королев утвердил это решение, и в течение ночи с 11 на 12 апреля эта схема была собрана и проверена.
Уже на старте в 7.44 при закрытии посадочного люка спускаемого аппарата из-за неточного регулирования не замкнулся концевой контакт. Соответственно, люк открывали (7.58), и пришлось открутить 32 гайки. После регулирования контакта их закрутили снова. Работали в бешеном темпе, но успели. В 9.09 после разделения, на 156-й секунде выведения, произошел отказ блока питания антенн системы управления. Команда на отключение двигателя не прошла, он выключился на 15 секунд позже положенного по резервному варианту. В результате корабль вышел на более высокую орбиту, апогей орбиты оказался 327 км вместо расчетных 230 км. Это сразу отменило резервный режим возвращения – время существования корабля на данной орбите до спуска за счет естественного торможения составляло около 30 суток. К этому времени космонавт бы погиб. Оставалось надеяться, что тормозная двигательная установка сработает штатно.
В 10.25–10.34 включилась тормозная двигательная установка, но выключилась она всего на 1 секунду раньше расчетного времени из-за окончания горючего (причина – неполное закрытие обратного клапана наддува бака горючего, из-за чего часть горючего не попала в камеру сгорания). Следствием этой секунды стал перелет в 600 км и посадка в нерасчетном районе. После окончания горючего в открытые магистрали наддува двигателя, а также в рулевые сопла под давлением около 60 атмосфер стал поступать азот. Это привело к закрутке корабля со скоростью 30 градусов в секунду. Процесс был произвольным и неконтролируемым. Циклограмма спуска нарушилась, команда на автоматическое разделение спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО) не прошла. Нужно было ожидать разделения по резервному варианту от термодатчиков, срабатывающих при нагреве корпуса до 150 градусов. Как правило, на высоте 100–110 км. Гагарин в отчете: «Я ждал момента разделения. Разделения нет». Реально разделение произошло на высоте 150–170 км над Средиземным морем. Команда на отстрел кабель-мачты (жгута кабелей между СА и ПО) не прошла. Она поступила от термодатчиков одновременно с командой на отстрел четырех стальных лент, соединяющих спускаемый аппарат и приборный отсек. Ленты отстрелились нормально, причина была в ошибочной прокладке кабелей запитки пиропатронов отстрела. На спуске, по ощущениям космонавта, перегрузка достигла 10 g.
В 10.48 радиолокатор РТП наведения аэродрома г. Энгельс зафиксировал цель на высоте 8 км на удалении 33 км. Это был спускаемый аппарат «Востока» с Ю.А. Гагариным. В 10.49 прошло катапультирование космонавта на высоте 7 км. Во время спуска на парашюте космонавт около 6 минут пытался открыть дыхательный клапан скафандра (при надевании скафандра вытяжной тросик попал под оболочку и был прижат ремнем привязной системы). Вскоре у Гагарина самопроизвольно ввелся запасной парашют. Сначала он вывалился, не раскрывшись, но при прохождении облаков от порыва ветра запасной парашют наполнился, и с этого момента космонавт спускался на двух парашютах.
Так складывалось это эпохальное событие 12 апреля.

Использованы материалы космонавта Юрия Батурина