Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


ГЛАВНЫЙ ВРАГ ГОСУДАРСТВА


Почти два месяца страна живет по новому закону – «О полиции». Справедливости ради следует отметить, что гражданами он был принят неоднозначно.
Во-первых, старшее поколение по известным причинам категорически не согласилось с названием, а во-вторых, многие считают, что это очередная имитация борьбы с коррупцией – явлением, в нашей стране неистребимым, разрушительным и сопоставимым разве что с самыми страшными природными катаклизмами.



Отток капитала и специалистов за рубеж, низкая инвестиционная привлекательность российского бизнеса вкупе с пассивностью среднего класса, не желающего вкладывать деньги в длительные проекты, – это лишь небольшая часть того, что характеризует сегодня экономику России.
Бытует мнение, что пока у нас не сформируется цивилизованная конструктивная оппозиция по отношению к произволу нынешней чиновничьей власти, ее бесконтрольной и агрессивной вседозволенности, борьба с коррупцией так и будет оставаться весьма сомнительным предприятием, профанацией, привычным PR-элементом предвыборной риторики

План президента

Пообещав нешуточную борьбу с главным злом государства, Дмитрий Медведев одним из первых президентских указов создал Совет по противодействию коррупции. Был разработан соответствующий Национальный план. Однако позже, анализируя ход его выполнения, глава государства вынужден был признать, что реальных плодов кампания по борьбе с мздоимством не приносит. По его мнению, пока еще не создан эффективный инструмент для борьбы с этим злом, к тому же треть коррупционных преступлений совершается именно сотрудниками правоохранительных органов. И снова – и новый закон, и новый план. В прошлом году в Администрации Президента был разработан так называемый «антикоррупционный» пакет, содержащий целый ряд конкретных и, предположительно, эффективных мер.
Кратный штраф. Его предусмотрено ввести по четырем статьям Уголовного кодекса, связанным с коммерческим подкупом и получением взяток. С российского чиновника за получение взятки собираются взыскивать 60–80-кратную сумму взятки, лишая его на три года права занимать должность, либо 50-кратную, но с лишением свободы на 5–10 лет. Взяткодателям придется выложить сумму в 15–60 раз больше взятки. За особо крупные «подношения» – более 1 млн рублей – предполагается ввести 80–100-кратный штраф или 70-кратный, но с лишением свободы на 8–15 лет. Одним словом, есть простор для размышлений и право выбора.
Кроме того, в Уголовный кодекс вводится новый состав преступления — посредничество. Это означает, что отвечать придется не только за передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, но и за содействие в ее получении. Посреднику будет грозить либо 20–90-кратный штраф с лишением права занимать определенные должности, либо штраф и лишение свободы на срок до семи лет.
Президентский проект вводит определение нового вида коррупционеров: иностранное должностное лицо и должностное лицо международной организации. Это является обязательным условием для присоединения к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) против коррупции.
По инициативе президента станет более жесткой и административная ответственность за передачу или предложение незаконного вознаграждения от имени юридического лица. Штраф предлагается увеличить с 3-х до 100-кратного.

Прозрачные суды

В соответствии с недавно принятым Советом Федерации законом, более прозрачной становится деятельность наших судебных инстанций, которым тоже иногда удавалось избегать пристального постороннего внимания. Сейчас суды будут обязаны размещать на своих официальных сайтах всю информацию по текущим делам. С этой целью создан и начал действовать единый информационный портал, на котором размещается информация о работе всех федеральных судов общей юрисдикции. Аналогичный порядок уже действует и в системе арбитражного судопроизводства.

Открытые парламентарии

Сами законодатели решили также не оставаться в стороне от насущной проблемы общества и разработали законопроект, по которому предполагается создание для каждой палаты Федерального Собрания специальной парламентской комиссии, которая должна рассматривать вопросы, связанные с предоставлением парламентариями сведений о доходах. Эта комиссия также будет разбирать поступающие жалобы на недостоверность представленных сведений. Сведения о доходах парламентариев будут предоставляться не позднее 1 апреля на основаниях, предусмотренных антикоррупционным законодательством для госслужащих.
Не секрет, что разработка главой Кремля тактики и стратегии борьбы с коррупцией поставила перед правоохранительной системой сложные задачи и одновременно выявила массу проблем. Ведь борьбу предлагается начать именно с тех, кто сам будет ее осуществлять, – с правоохранительных органов, структур законодательной власти и чиновников высшего уровня. А для этого они должны быть в равной степени открыты перед обществом и, если возникает повод, отвечать по соответствующему закону.

 Расходы против доходов

В середине марта думский комитет по безопасности в очередной раз решал вопрос о ратификации ряда статей Конвенции ООН против коррупции. Дело в том, что, присоединяясь к этому международному документу в 2006 году, Россия отказалась признавать 20-ю статью, в которой говорится, что незаконное обогащение публичного должностного лица, то есть значительное превышение его активов по сравнению с официальными доходами, является преступлением.
Понятно, что проголосовать за эти инициативы коммунистов – а предложение исходило именно от них – «Единая Россия» не может по ряду причин. В том числе и потому, что пару лет назад, когда Государственная Дума принимала антикоррупционные законопроекты, внесенные от имени президента Медведева, вопрос о необходимости действенных мер контроля за соответствием расходов и доходов уже поднимался. Но тогда Кремль отодвинул его на «потом», сославшись на возможные противоречия с Конституцией, гарантирующей россиянам «презумпцию невиновности». Правда, Конституционный суд не раз отрицал наличие этого противоречия, но кремлевских юристов это пока не убедило.
С другой стороны, откровенно выступать против коммунистов по такому принципиальному и острому вопросу, да еще перед выборами в Госдуму, понятно, единороссы не могут. Но когда выбор становится слишком мучительным, принимается другое решение: тянуть время. Тянуть как можно дольше…
Ведь есть же законы, которые пылятся в думском портфеле по 5 и больше лет.

Но когда-то решать придется…