Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


«ПОМОЩЬ» ЛИВИЙЦАМ: ОПЯТЬ «ДВОЙКА»


Приходится признать: события в арабских странах, и, в первую очередь, в Ливии, застали международное экспертное сообщество врасплох. Что вполне закономерно. В последние полтора-два десятилетия состав специалистов-ближневосточников в большинстве стран поредел, калибр работающих на этом направлении по ряду причин стал куда «мельче». Это в немалой степени предопределило то, что официальная реакция на указанные события ведущих держав мира, Совета Безопасности ООН, да и крупнейшей региональное организации – Лиги Арабских государств оказалась невразумительной и противоречивой.



КаддафиПрежде всего, настораживает, что важнейшие политические решения, в том числе о применении силы, принимались не на основе выверенных данных, а на базе «картинок», передаваемых с телеэкрана и достаточно сомнительных рассказов «очевидцев».
Где же «миссии по проверке данных», послы по особым поручениям, где энтузиасты «челночных» контактов? Ничего этого мы не видели. Такое впечатление, что, как и неоднократно ранее, при принятии судьбоносных решений господствовал принцип «заданности» выводов и решений, напрямую связанных с интересами тех или иных внерегиональных сил.
Подобная «реакция» только разогревает ситуацию, ведет к эскалации насилия и разрастанию рамок конфликта. Такой оборот дела во многом связан с тем, что в ходе предыдущих кризисов элементы преднамеренной фабрикации «фактов» и случаи прямой лжи, в том числе и со стороны высоких должностных лиц, так и не нашли своей принципиальной оценки.
В случае с Ираком международное сообщество проявило поразительную «деликатность» в отношении руководителей США и других «закоперщиков» прямого вооруженного вторжения в эту арабскую страну. Как известно, военная экспедиция началась по причине «угрозы», исходившей от наличия в руках Саддама Хусейна оружия массового поражения. Оружия не нашли, хотя других причин «повоевать», конечно, отыскалось немало. В чистом выигрыше остались западные, прежде всего американские, военные производители, получившие почти на 800 млрд дополнительных заказов на нужды иракской кампании. Характерно, что виновные в этом «предприятии» в дальнейшем оказались в «отличниках».
К примеру, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, сыгравший зловещую роль в иракских событиях. Достаточно напомнить, что именно при нем британские спецслужбы распространили доклад об «иракском оружии массового поражения», который стал одним из «доказательств» необходимости развязывания вооруженной кампании против Багдада.
В дальнейшем, уже после ухода Тони Блэра с поста премьера, определенные силы стали позиционировать его как «специалиста» по Ближнему Востоку, «честного брокера», способного помочь достижению ближневосточного урегулирования.
Последние события примечательны и новыми «открытиями» в военном деле. Оказывается, воздушные бомбардировки не должны считаться силовыми действиями. Вот если дело дойдет до сухопутных операций – тогда другое дело. И такую откровенную «абракадабру» со всей серьезностью повторяют многие политики.
На ситуации в ближневосточном регионе сказывается и отсутствие каких-либо механизмов региональной системы безопасности. Надо сказать, что такая система начала в свое время складываться – на Московском совещании министров иностранных дел стран, вовлеченных в Мадридский мирный процесс, (январь 1992 г.) было принято решение о формировании рабочей группы по ограничению вооружений и региональной безопасности на Ближнем Востоке. Такая группа была создана, она сделала много полезного, однако ее деятельность была впоследствии приостановлена. Необходимо восстановить динамику работы по этому направлению.
Настало время критически проанализировать весь опыт «кризисного реагирования» последних лет. Нужен честный и профессиональный разговор, ведущий к разработке внятных критериев того, как следует вести себя в случае возникновения острых и масштабных политических событий, в том числе и в ближневосточном регионе.
Думаю, что российская дипломатия могла бы выступить в качестве инициатора проведения такой работы.

БаклановАндрей Бакланов, начальник Управления международных связей Совета Федерации РФ, заместитель председателя cовета Ассоциации российских дипломатов. Родился в 1947 г. В 1969 г. окончил МГИМО. С этого времени на работе в системе МИД СССР. В 1969–1972 гг. – переводчик, атташе посольства СССР в Египте. В 1973 г. закончил аспирантуру МГИМО, защитил диссертацию, получив степень кандидата исторических наук. В 1973–1985 гг. – и.о. заведующего научной частью МГИМО, заместитель декана, руководитель восточного отделения, и.о. декана факультета международных отношений МГИМО, заведующий сектором Дипломатической академии МИД СССР. В 1976–1977 гг. и в 1983–1984 гг. находился на стажировках в посольстве СССР в Великобритании. С 1986 г. вновь на оперативно-дипломатической работе – первый секретарь посольства СССР в Танзании, советник, начальник отдела управления Ближнего Востока и Северной Африки МИД СССР, России, советник-посланник посольства РФ в Египте, заместитель директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки, заместитель директора департамента Африки МИД России. В 2000–2005 гг. – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Саудовской Аравии. Находясь на этом посту, осуществлял практическое взаимодействие с международными и региональными организациями, штаб-квартиры которых расположены в Саудовской Аравии (Организация Исламская конференция, Международный энергетический форум, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). В настоящее время – начальник управления международных связей Совета Федерации. Входил в состав делегаций на форумах по проблематике международной и региональной безопасности, в том числе рабочей группы по контролю за вооружениями и региональной безопасности в рамках ближневосточного мирного процесса, консультативной группы по Западному берегу и сектору Газа, конференции доноров Палестины. Представлял РФ в международной группе по организации палестинской полиции. Участвовал в работе экспертной группы Совета Евро-Атлантического партнерства (СЕАП) по Ближнему Востоку и странам Магриба. Являлся сопредседателем секции по проблематике региональной безопасности на Ближнем Востоке на первом заседании Российско-арабского общественно-политического диалога в 1999 г. в Каире. Принимал участие в заседаниях Группы стратегического видения «Россия-исламский мир», в том числе в IV заседании Группы в г. Джидда (Саудовская Аравия) в 2008 г. Участвовал в работе международных форумов по экономической и энергетической проблематике. В 2009 и 2010 гг. выступал с докладами на заседании ближневосточной секции Международного дискуссионного Валдайского форума в Иордании и на Мальте. Выступал с лекциями за рубежом, в том числе в учебных заведениях и научно-исследовательских центрах Великобритании, Кипра, Сирии и др. Автор четырех книг и более 190 научных работ и публикаций в СМИ. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Почетный работник Министерства иностранных дел России.