Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ


В российской рыночной экономике, возникшей около двадцати лет назад, тема государственно-частного партнерства стала по-настоящему актуальной только в последнее десятилетие. Конструктивное взаимодействие государства и бизнеса при поддержке всего общества оказалось необходимым условием для адекватного ответа на вызовы нового времени, считает генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян.



АгамирзянГосударственно-частное партнерство (ГЧП) – эффективный альянс, позволяющий максимально полно использовать уникальные возможности каждого из участников проекта при совокупном сокращении рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, получает, как правило, не только его финансовые ресурсы и снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую систему управления проектом. Бизнес также заинтересован в использовании государственных ресурсов, гарантий и преференций для решения своих задач.
В мировой практике уже давно сложилась теория государственного регулирования инновационной деятельности, когда государство выступает как: во-первых, политическая сила, способная в значительной мере определить отношение всего общества к проблемам развития науки и техники; во-вторых, законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества, в том числе и его научно-технической сферы; в-третьих, инициатор и создатель общих условий развития предпринимательской и инновационной деятельности, а также среды, которая стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного капитала к реализации инновационных проектов. И, конечно, партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инноваций.

Инструменты партнерства

В 2002–2006 гг. в условиях заметной активизации инновационной политики в России был достигнут значительный прогресс в разработке и применении международно признанных инструментов государственно-частного партнерства в инновационной сфере.
Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России являются: Инвестиционный фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский банк развития, государственные корпорации, РОСНАНО, Российская венчурная компания, особые экономические зоны и концессии.
ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) исполняет роль государственного фонда венчурных фондов. Через компанию осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом. В частности, по инициативе РВК был создан Фонд посевных инвестиций – инструмент, предназначенный для поддержки перехода интересных технологических проектов в стадию бизнеса, где уже имеется бизнес-план, концепция развития, управленческая команда. В такие бизнесы, имеющие четкую рыночную перспективу, уже охотно вкладываются другие венчурные фонды.

Нехватка «умных» денег и законов

Сегодня многие компании сами начинают выходить на рынок и предлагать свои идеи, свои бизнес-планы с целью привлечь инвестиции в эти проекты. Однако, как показывает практика, деньги для инновационного процесса – компонент необходимый, но недостаточный. Начинающим компаниям остро не хватает «умных» денег – не просто инвестиций в их проекты, но партнерской и финансовой помощи в становлении бизнеса со стороны опытных игроков. Стартапам сложнее всего правильно определить путь от идеи до рынка, понять, насколько рынок готов развивать и потреблять эту идею. Без помощи экспертов здесь начинающим предпринимателям не обойтись.
В российской инновационно-венчурной экосистеме есть несколько узких мест. В российском законодательстве до сих пор существуют серьезные пробелы, но в уже существующие законы необходимые изменения вносятся с существенной задержкой, что во многом тормозит участие бизнеса в инновационном процессе. Вторая проблема – это излишняя зарегулированность и негибкость существующих правовых форм для стартапов и венчурных фондов. Третье неблагоприятное обстоятельство на сегодняшний день – недостаточный объем грантовой поддержки инноваторов на ранних, предпосевных стадиях для налаживания стабильного потока проектов. Сюда же можно отнести недостаток сервисных услуг и дефицит инфраструктуры для развития венчурного инвестирования. Еще одно серьезное препятствие – слабая интеграция в глобальную инновационно-венчурную экосистему и существенные барьеры при проведении международных операций инновационными стартапами.
Главные препятствия для развития инноваций с точки зрения бизнеса – недоработанность законодательства по защите интеллектуальной собственности, отсутствие результативного техрегулирования и дефицит квалифицированных кадров. Кроме того, и ученые, и бизнесмены отмечают низкую эффективность государственной политики в сфере науки и инноваций. Не последнюю роль здесь играет и неэффективная организация в системе конкурсного финансирования научных исследований.
В России основная часть исследований проводится в государственном секторе, тогда как применяться полученные новые знания должны в основном в частном секторе. Между тем в стране не решена проблема трансфера знаний и технологий, государство было и остается правообладателем в отношении результатов спонсируемых им НИОКР, в то время как в других странах законодательство позволяет при определенных условиях передавать коммерческим структурам права на интеллектуальную собственность, полученную в результате бюджетного финансирования НИОКР. Говоря об усилиях бизнеса, нельзя также обойти стороной и ряд сугубо экономических вопросов. Скажем, высокий уровень инфляции в разы снижает шансы на успех новых инновационных проектов.

Инновация как экономическая категория

Сегодня в инновации инвестирует в основном государство, а не бизнес, научным разработкам не хватает внимания со стороны предпринимателей. Если бы спрос на результаты исследовательской деятельности был выше, институты больше бы занимались прикладной наукой. Однако сейчас внедрение инноваций на предприятии не дает бизнесу почти никакого преимущества – слишком велики финансовые риски. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране поможет в решении проблемы, однако на это уйдет несколько лет.
Инновации как экономическая категория – это не только конечный результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении новейших достижений науки, техники и творчества. Это особый вид товара, который реализуется на рынке через внедрение инноваций в различные сферы деятельности и на который распространяются законы функционирования рыночной среды. Кроме того, это социальное явление, которое отражает готовность общества к переменам.
Тот факт, что отечественная экономика стоит на сырьевом фундаменте, с точки зрения социально-экономического контекста является крайне рискованной стратегией и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны.
Можно утверждать, что российское общество давно готово к переменам. Невзирая на многочисленные трудности, именно совместные проекты в сфере высоких технологий можно считать универсальным рецептом конструктивного и успешного взаимодействия государства и бизнеса.