|
Архив
№ 03-04 (113) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Инновационная Россия
|
|
ОБОГНАТЬ НЕ ДОГОНЯЯ
Глобальным процессом современности является интеллектуальный передел мира, который сопровождается жесткой конкурентной борьбой между государствами и корпорациями за обладание последним, еще не поделенным, мировым ресурсом – человеческим интеллектом, носителем и генератором современных научных знаний. О том, каковы позиции России в этом соперничестве, и о путях реализации российского научно-технического и интеллектуального потенциала в инновационной экономике рассказывает председатель комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАМН Валерий Черешнев.
Интеллектуальный бум
Принято считать, что научно-технический потенциал представляет собой совокупность материальных, технических, научных кадровых и информационных ресурсов – всего того, что обеспечивает технический, научно-технологический прогресс и инновационное развитие государства. Сегодня мир переживает время бурного развития научной мысли, если хотите, интеллектуальный бум, обуславливающий ускоренный переход экономически развитых стран к более высокому технологическому укладу, то есть сумме технологий, характерных для определенного уровня развития производства. На сегодняшний день таких укладов шесть, и на Западе уже активно осваивают именно этот, «шестой». А это наноэнергетика, молекулярные, клеточные и ядерные нанотехнологии, нанобиотехнологии, нанороботизация и другие наноразмерные производства. До недавнего времени история развития научных технологий на каждый уклад отводила около 50 лет. Но за последних два-три десятилетия картина резко изменилась: заняв место «пятого уклада», возникший приблизительно в 1985 году «шестой» объявился уже в 2010-м, а не в 2035-м, как ожидалось. То есть в два раза быстрее. Мало того, сейчас к этому процессу подключаются «футуристы», как их называют, технологи будущего, которые уже приступили к разработке методик и механизмов управления умственной деятельностью опосредованно, через «механику» – роботы и прочие киборги. Поэтому очевидно, что «седьмой уклад» не за горами, и 50 лет он ждать не будет.
«Сколково» нам поможет
Российская прикладная наука сегодня находится на стадии формирования одного из главных элементов инновационной экономики – рынка интеллектуальной собственности. На данный момент мы освоили лишь 10–15% «пятого уклада» – сидели на электронике, вычислительной технике и наукоемких производствах. На Западе – тоже 10–15%, но «шестого уклада». Чтобы ликвидировать образовавшийся дисбаланс и приступить к реализации президентской Стратегии-2020, нацеленной на создание национальной инновационной экономики, надо, пропустив «пятый» технологический уклад, углубиться в «шестой» наравне с ведущими странами мира. То есть, по известному лозунгу Курчатова, «обогнать не догоняя». Тогда, 70 лет назад, стояла тоже архиважная задача – обогнать США и первыми создать атомное оружие. А поскольку кроме самой «бомбы» нужны были и носители, взялись за космос и за счет неимоверных усилий, прежде всего наших выдающихся ученых, оказались первыми везде – обогнали не догоняя. Думаю, об этом уместно вспомнить сегодня, в дни празднования 50-летия полета Юрия Гагарина. Но в других-то областях мы безнадежно отстали. Вся социальная сфера, вся инфраструктура: медоборудование, транспорт, быт – все то, что не было связано с «оборонкой», сильно «просело». Концепция научно-технической политики начала 90-х годов базировалась на том, что под влиянием процессов конкуренции переход к рыночной экономике создаст условия полной реализации накопленного в обществе интеллектуального потенциала. Эти ожидания не оправдались, и российская экономика лишилась большей части своего научно-технического потенциала. Расходы на научные исследования в постоянных ценах упали в 5–12 раз, их доля к настоящему времени в ВВП остается на недопустимо низком уровне – порядка 1,1% ВВП. Не соблюдается даже рекомендация Международного академического совета для развивающихся стран относительно необходимости повышения финансирования научных исследований до 1,5% ВВП. Исправить положение в части реализации научно-технического потенциала страны в экономике нового типа призван создаваемый по инициативе Президента Российской Федерации инновационный центр «Сколково». С одной стороны, он должен поддерживать исследовательскую деятельность, с другой – формировать определенный спрос на инновационную продукцию, которой сегодня либо нет, либо ее недостаточно.
Комбинация этих факторов и элементов, считают эксперты, приведет к созданию критической массы интеллектуального потенциала, которая и запустит процесс появления инновационных идей и реализации их стоимости на рынке. Таким образом, сегодня речь идет не только о создании и функционировании территориально ограниченного центра коммерциализации современных научно-технологических разработок, но и о новой, более современной идеологии формирования национальной инновационной системы, основанной на взаимодействии, коммуникации местных предприятий прежде всего между собой, с научно-исследовательскими и учебными заведениями и, наконец, крупным бизнесом.
Утечка мозгов «по-петровски»
Наряду с созданием новой «экосистемы», на базе «иннограда» предполагается реализовать концепцию международного технологического университета как научного и одновременно учебного центра. На память приходит одна историческая аналогия, связанная с созданием Российской академии наук. Как известно, она возникла 287 лет назад при Петре I. Он понимал, что для укрепления мощи и всестороннего развития государства нужны научные знания, своя академическая база. Но как ее создавать? Грамотных на Руси в то время – по пальцам пересчитать, а образованных и вовсе не было… Тогда царь придумал выписать из Швейцарии, Германии, Италии, Франции и других стран лучших ученых на серьезные деньги и передовое для того времени оборудование, то есть организовал «утечку мозгов» из Европы и сформировал из них Санкт-Петербургскую академию наук и художеств. Младшему «академику» 19 лет, старшему – 26, и ни один – по-русски… Президент академии – личный лейб-медик Петра Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост – единственный, кого Петр понимал. Через два года по-русски заговорили все. Ни один не уехал, и все стали выдающимися учеными и профессорами. Сегодня научно-техническая и образовательная деятельности превращаются в экономически значимые отрасли. Обучение иностранцев приносит, например, американской экономике около $13 млрд в год – пятое место среди экспортных отраслей народного хозяйства США. Не исключено, что в ближайшей перспективе роль высокодоходной специализации будет закрепляться не столько за производством самих знаний, сколько за производством их производителей. И это нельзя не учитывать. Формирование национальной инновационной системы, координация действий ее основных звеньев требуют сегодня более активного участия государства. Без развития отечественного научно-технического потенциала, его неразрывной связи с производственно-промышленным потенциалом трудно ожидать существенного прогресса в темпах модернизации и инновационных преобразований, как залога для создания достойных условий жизни, духовного и интеллектуального развития россиян.
|