Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


ЗАКОН ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ


Федеральный закон №217-ФЗ о создании бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности является одним из основополагающих правовых актов, призванных создать фундамент для инновационного развития страны. О законе рассказывает председатель комитета Совета Федерации РФ по образованию и науке Юрий СОЛОНИН.



СолонинТеория

Этот закон ждали, поскольку он наделяет бюджетные научные и образовательные учреждения правом самостоятельно учреждать хозяйственные общества, внося в уставный капитал права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), денежные средства и иное имущество, и самостоятельно распоряжаться доходами от распоряжения долями в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ. Последнее крайне важно, ибо позволяет поощрять усилия тех, кто участвует в процессе создания интеллектуального продукта, а также вкладывать средства в развитие предприятия. Эти важнейшие составляющие закона – то, что всегда запрещалось бюджетным научным и образовательным учреждениям. Закон создает условия, при которых бюджетные учреждения науки и образования совместно с заинтересованным бизнесом могут превращать результаты своей научной деятельности в коммерческий продукт и выходить с ним на рынок.
Комитет рассматривает закон как важнейший инструмент для стимулирования коммерциализации научных разработок и инновационного развития страны в целом. Реализация закона позволит создать тысячи малых инновационных предприятий, образующих инновационный пояс вокруг вузов и научных учреждений, и обеспечить создание дополнительных рабочих мест в наукоемких секторах промышленности.

Практика

С момента принятия закона наш комитет осуществляет мониторинг его практической реализации. Был выявлен ряд проблем, требующих принятия комплекса безотлагательных законодательных мер. Недавно возглавив комитет, я уже успел поучаствовать в ряде мероприятий, в том числе в Свердловской области, где на расширенном выездном заседании комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям в Уральском отделении Российской академии наук рассматривался вопрос реализации этого закона.
Сегодня закон начал работать. В Минобрнауки России поступили уведомления о создании 815 хозяйствующих субъектов, из которых 795 малых предприятий созданы на базе 170 вузов и 20 – на базе 18 научных организаций. По оценкам министерства, около 70–80% из них активно работают. Однако конечная цель несоизмеримо выше, и достичь ее будет очень нелегко. Уже видны многие трудности, которые надо преодолевать. Например, проблема психологического толка: человеку, расходующему едва ли не все свои силы и энергию на создание интеллектуального продукта, придется научиться делать несвойственную для него работу – продавать результаты своего труда. Здесь нужна специальная выучка, которой нет у людей, занимавшихся до сих пор исключительно наукой. Надо приготовиться к тому, что откроются многие, а реализоваться смогут единицы. Мониторинг позволяет нам отслеживать практику применения закона и определять то, чего не хватает для достижения его целей, своевременно выявлять возникающие коллизии и противоречия.
Принятие закона рассматривалось как первоочередная мера для успешной коммерциализации РИД. Однако при первоначальном рассмотрении принятого Государственной Думой закона он был отклонен верхней палатой парламента. Сенаторы обратили внимание на то, что отдельные положения закона, прошедшего Госдуму, противоречат действующему законодательству. Работала согласительная комиссия, которая в результате дополнила документ двумя нормами. Одна из них предусматривала возможность внесения в уставный капитал создаваемого предприятия денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного научного или образовательного учреждения.

Проблемы и решения

В процессе реализации закона возникли и юридические проблемы. Во-первых, в соответствии с законом вузы и НИИ наделяются правом вносить в уставный капитал создаваемых инновационных предприятий наряду с правами на РИД денежные средства. Однако до 1 января 2010 года в рамках действующего бюджетного законодательства такая возможность не могла быть реализована. Указанное противоречие было снято после принятия 2 декабря 2009 года Федерального закона №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Во-вторых, действующее законодательство содержало ограничение на реализацию предусмотренного Законом положения о внесении оборудования и имущества в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ. Это противоречие снято с 1 января 2011 года после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.
Ключевой проблемой, препятствующей созданию на базе вузов и НИИ малых инновационных предприятий, была невозможность передачи последним в аренду на льготной основе помещений и оборудования без проведения конкурсов и аукционов.
Теперь эта проблема решена: принят Федеральный закон от 1 марта 2011 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», наделяющий вузы и научные учреждения правом сдавать в аренду малым инновационным предприятиям, создаваемым на их базе, временно не используемое имущество на льготной основе без права выкупа, без проведения конкурсов и аукционов.
Практика реализации закона выявила проблему, препятствующую реальному внедрению РИД в промышленное производство, особенно в области разработки и распространения программного продукта, поскольку содержит запрет на предоставление хозяйственными обществами третьим лицам права на использование РИД. Исключение данной нормы позволит привлечь к внедрению РИД большее количество субъектов и обеспечит хозяйственному обществу дополнительный источник финансирования для расширения собственных производственных мощностей. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона №501289-5 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», исключающий данное положение.
В области кадрового обеспечения реализация закона упирается в отсутствие в вузах и НИИ специалистов, имеющих принципиально новые навыки по применению корпоративного законодательства, привлечению инвестиций, управлению проектами, оценке коммерческих рисков и др. Это требует начать целенаправленную подготовку кадров, в том числе в области коммерциализации РИД, для соответствующих профильных подразделений и создаваемых хозяйственных обществ.
Анализ, проведенный комитетом, выявил весь спектр проблем, препятствующих успешной реализации закона. Часть из них сегодня уже устранена. Создание самостоятельных инновационных предприятий – лишь первый этап реализации закона. Чтобы их количество росло, а сами они успешно развивались, необходимо совершенствовать условия для функционирования таких предприятий, в том числе путем предоставления им налоговых льгот и преференций, создания спроса на производимые ими инновации.