|
Архив
№ 03-04 (113) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Инновационная Россия
|
|
МАЛЫЙ БИЗНЕС - НА БОЛЬШУЮ ДОРОГУ
Сегодня, в условиях финансово-экономической нестабильности, спада деловой активности и замедления темпов развития большинства отраслей российской экономики, основные усилия государственной власти сосредотачиваются на поиске новых путей преодоления кризисных явлений. Как показывает мировая практика, наиболее эффективный из них – развитие инновационного малого и среднего предпринимательства, создаваемого на базе технопарков и особых экономических зон. К такому выводу пришли участники недавнего ХХV заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Технопарки, особые экономические зоны…
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года предусмотрено повышение доли инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 18%. В настоящее время этот показатель составляет чуть более 10%. Мировой опыт показывает, что перевод экономики на инновационные рельсы должен быть тесно связан с малым и средним предпринимательством. В развитых странах этот сектор формирует до 70% ВВП, в России он не превышает 13–14%. Доля инновационных предприятий в этом секторе экономики составляет всего 1,5–3%. Практика использования технопарков и особых экономических зон как наиболее эффективных точек роста получила законодательную основу еще в 2005 году с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». К настоящему времени создано уже около двух десятков таких зон. Расширяется региональная сеть технопарков. Их резиденты пользуются рядом преференций, таких как доступ к высокоразвитой инфраструктуре, льготные арендные ставки, благоприятный налоговый и таможенный режимы, предоставление государственных услуг по принципу «одного окна».
…и их проблемы
Вместе с тем, несмотря на принятие федеральными органами государственной власти серьезных мер по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, по-прежнему сохраняется ряд серьезных проблем. В частности, предусмотренный соответствующими федеральными законами переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов привел к существенному увеличению совокупного тарифа страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей и поставил их в неравное положение с прочими налогоплательщиками, для которых с 2011 года полностью отменяется уплата единого социального налога. Инновационная деятельность требует значительных финансовых вложений, а реализация ее продуктов и услуг в большинстве случаев сопряжена с высокими рыночными рисками и большими сроками окупаемости. А отсутствие эффективных механизмов налогового стимулирования отечественных предприятий к генерации и внедрению инноваций еще больше усугубляет реализацию потенциала малых и средних предприятий. В настоящее время завершается доработка Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой определены направления развития инновационной инфраструктуры: технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий. Реализация Стратегии, безусловно, облегчит жизнь предпринимателям, особенно начинающим, но не решит всех их проблем. Одна из них – отсутствие доступа к финансовым ресурсам. Взять кредит в банке под 20 и более процентов годовых – непозволительная роскошь для подавляющего большинства малых предприятий. В небольших городах и сельской местности банковская инфраструктура слабо развита, а зачастую просто отсутствует. Поэтому большие надежды возлагаются сегодня на небанковский сектор кредитования, например, на микрофинансирование. Не менее острой проблемой остается низкий спрос на высокотехнологичную продукцию внутри страны. Наши крупные промышленники по-прежнему предпочитают идти простым путем, покупая уже готовые технологии за рубежом. Именно поэтому государство обязано «вкладываться» в собственный инновационный сектор, создавать новые высокотехнологичные направления, активно вовлекать малые инновационные компании в производство.
Закон – всему голова
По окончании всестороннего обсуждения «текущего момента» участники заседания обратились с рекомендациями к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, представителям деловых кругов, учреждениям денежно-кредитной системы, ученым и специалистам, профессиональным ассоциациям промышленников и предпринимателей консолидировать усилия, направленные на правовое регулирование и всестороннее развитие инновационного малого и среднего предпринимательства. Сенаторы предложили разработать систему правовых и экономических инструментов, стимулирующих субъекты малого и среднего предпринимательства к вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. В частности, речь шла о том, чтобы внести такие изменения в законодательство, которые предоставляли бы возможность учреждениям среднего профессионального образования технического профиля создавать хозяйствующие общества с целью внедрения результатов своей научно-технической деятельности.
Налогообложение
В плане налогового стимулирования, по мнению участников заседания, необходимо в кратчайшие сроки внести изменения в Налоговый кодекс, подзаконные акты Минфина и налоговой службы, снижающие налоговое бремя малого и среднего инновационного бизнеса, а также предоставляющие им право самостоятельно формировать перечень видов предпринимательской деятельности, по которым может применяться упрощенная система налогообложения. Важно также разработать и внедрить механизмы более «открытого» таможенного регулирования в отношении российских инновационных предприятий, создаваемых и функционирующих в рамках технопарков, научно-инновационных центров, бизнес-инкубаторов. Кроме того, Налоговый кодекс, как считают участники заседания, должен освободить от налогообложения те суммы субсидий, которые получают субъекты малого и среднего предпринимательства из федерального, регионального или местного бюджетов в порядке оказания им соответствующей финансовой помощи. Кардинальным шагом в вопросе налогообложения, по мнению спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова, могло бы стать полное освобождение от налогов сроком от 5 до 10 лет малых и средних предприятий, создаваемых в особых экономических зонах.
Финансирование
Обсуждались также возможные меры по увеличению объема средств федерального бюджета, направляемых на субсидирование процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства. Особое внимание было уделено вопросам финансовой поддержки микробизнеса посредством развития системы микрофинансирования. С этой целью, как считают сенаторы, необходимо осуществить ускоренную доработку и принятие закона «О микрофинансовых организациях», а также разработать и внести изменения в федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», создающий благоприятные лизинговые условия в отношении уникального наукоемкого оборудования для предприятий, внедряющих инновационные технологии и специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции. Не осталось без внимания законодателей и другое важное направление: они предложили разработать и принять пакет федеральных законов, регламентирующих формы и порядок осуществления рискового (венчурного) финансирования перспективных инновационных проектов, а также закрепляющих механизм страхования и гарантирования венчурных вложений в НИОКР.
Госзаказ
Чтобы повысить уровень участия субъектов малого и среднего инновационного бизнеса в размещении государственных и муниципальных заказов, члены Совета Федерации предложили несколько конкретных решений: во-первых, разработать и внести изменения в законодательство Российской Федерации ужесточающие меры ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение требований к доле таких заказов; во-вторых, распространить действие законодательства на заказы государственных компаний и корпораций, обеспечив полный доступ субъектов малого инновационного предпринимательства к получению таких заказов; в-третьих, рассмотреть возможность применения к крупным предприятиям требований по обязательному привлечению субъектов малого инновационного предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам; в-четвертых, разработать специальные рекомендации по участию малого и среднего предпринимательства в конкурсе по размещению государственного и муниципального заказа; в-пятых, организовать мониторинг размещения заказов у субъектов малого инновационного предпринимательства с участием представителей деловых ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов оценки деятельности заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого инновационного предпринимательства.
Итоговые материалы XXV заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Совете Федерации направлены в субъекты Российской Федерации, Правительство РФ и заинтересованные министерства и ведомства.
|