|
Архив
№ 03-04 (113) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Инновационная Россия
|
|
АРКТИКА: НЕ ДРЕЙФОВАТЬ, А ДЕЙСТВОВАТЬ
Состояние и развитие арктической зоны России, Северного морского пути как главной транспортной магистрали огромных, богатейших природными ресурсами территорий – постоянная тема нашего журнала («Наша власть: дела и лица» №№1, 5 за 2006 г., № 9–10 за 2010 г., № 1–2 за 2011 г.). Во всех этих публикациях речь шла о том, что клубок острых проблем, характерных для важнейшего региона страны, требует усиления роли государства в возрождении российского Севера. Вызов времени формулируется просто: или мы беремся за подъем, модернизацию труда и жизни в Арктике засучив рукава, или наше присутствие здесь будет сведено к минимуму уже в ближайшей перспективе.
В апреле 2011 г. Экспертный совет по Арктике при председателе Совета Федерации РФ подготовил свой ежегодный доклад. Документ «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» представляет собой фундаментальный анализ этой сферы. В четырех главах, содержащих 19 тематических пунктов, представлен максимально широкий спектр вопросов, влияющих на эффективность экономики и жизнедеятельность человека в условиях Крайнего Севера. Экспертный совет не только изложил существующие проблемы, но и пытался определить пути их решения с точки зрения законодательного обеспечения устойчивого развития арктической зоны нашей страны, своевременности принятия необходимых нормативных актов. Как отмечается в документе, анализ материалов, представленных членами Экспертного совета, а также проблем, изложенных в докладе председателя Совета Федерации С.М. Миронова, диктует необходимость сконцентрировать усилия исполнительной и законодательной власти на решении комплекса важнейших вопросов:
- принятие Закона об Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ);
- создание на федеральном уровне структуры, отвечающей за реализацию государственной политики и координацию органов государственной власти и субъектов хозяйственной деятельности в АЗРФ;
- завершение работы над Стратегией развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 года, Государственной программой развития АЗРФ. Главная задача доклада Экспертного совета состоит в том, чтобы в соответствии с поручениями руководства страны в обновленной Стратегии развития России до 2020 г. была отражена наиболее актуальная проблематика развития АЗРС. Промедление в этом вопросе ничего хорошего не сулит. Одновременно на «арктическом» направлении действовала и Госдума, где под эгидой комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока состоялись парламентские слушания «Модернизация и повышение конкурентоспособности секторов экономики и социальной сферы северных и арктических регионов России: законодательный аспект». Анализ фактов и тенденций говорил о главном: ситуация в Арктике вызывает серьезную озабоченность, пришло время решительных консолидированных действий. Вот несколько тезисов выступления председателя комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов А.С. Матвеева: «Ни для кого не секрет, что уровень и качество жизни в большинстве регионов Севера ниже, чем в других регионах страны. В значительной степени такое положение стало следствием свертывания системы государственной поддержки, отказа от политики протекционизма в отношении северных регионов. Прежде всего, это привело к значительному сокращению федеральных обязательств по возмещению удорожающих факторов систем жизнеобеспечения и снижению уровня социальных гарантий для северян. Убежден, что государство не должно, не имеет права отказываться от политики протекционизма в этом регионе. Если раньше только государство определяло направления и темпы развития северных территорий, то теперь здесь мощно заявил о себе частный капитал, интересы которого не всегда совпадают с задачами комплексного социально-экономического прогресса региона. В этих условиях именно государство, используя свои средства, в том числе законодательство, должно быть главным гарантом и защитником законных интересов граждан, которые живут и работают на Севере». …Термин «дрейф» означает в морском деле смещение (снос) судна с линии курса под влиянием течений и ветра. Судя по всему, арктический регион России в последние десятилетия лишь дрейфовал, подчиняясь судьбе и погоде. Пришло время включать двигатель.
Николай Тюрин
|