Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


«НАДО ВНОВЬ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ»


Проведение координационного совета по культуре в МГУКИ стало не только делом большой ответственности для этого вуза, но и важным событием для всех вузов, поскольку речь на этой встрече шла о высшем образовании в сфере культуры и искусств. И новые формы проведения совета с дискуссионными площадками, и экспериментальные выступления, и многое другое отличало это мероприятие. Именно поэтому ректор МГУКИ Р.Г. Абдулатипов отметил, что задача подготовки и переподготовки специалистов для сферы культуры и искусства – дело исторической важности. «Нам надо жить будущим, и наша культура должна быть настроена на будущее». Ведь сегодня в России заново должно сформироваться гуманитарное образование, нынешний уровень которого нас не может удовлетворять, потому что не соответствует реальным запросам и вызовам времени. «Мы фактически лишились мировоззренческих основ, а что такое культура без мировоззрения?» Потому предстоит огромная работа по совершенствованию гуманитарного образования, на базе которого фактически и формируется образование в сфере культуры и искусств.



АбдулатиповТревогу вызывает, что сегодня все больше людей остаются вне культуры, выпадают из ее потока. Один пример: по результатам эмпирических исследований среди студентов, более 50% школьников, окончивших школу в Москве, ни разу не были ни в театре, ни на концерте академической музыки. И такие примеры не единичны. «Не устаю повторять: главное противоречие современной России – это противоречие между культурой и невежеством».
Ректор заметил: «В университете формируется виртуальная кафедра региональной культурной политики, центр инновационного проектирования культурной среды. Наш университет – это ваша площадка для апробирования различных направлений и методов в работе, для инновационного решения реальных проблем развития культуры».
Отдельно Р.Г. Абдулатипов остановился на самом понятии культуры, отметив, что «мы должны вернуть глубинный смысл культуры, который исторически сводится к фундаментальным ценностям: истина, добро, любовь, красота».
Пока мы не найдем идентичных оснований многонациональной отечественной культуры, очень тяжело будет говорить о продуктивности культурной политики. А если мы не до конца осознали цели и задачи культурной политики, трудно вообще говорить о подготовке и переподготовке кадров! В наших вузах культуры и искусства есть прекрасные специалисты, известные ученые. «Но ни государство, ни общество не может сегодня даже формулировать социальный заказ в сфере кадров культуры. Заказ не просто в виде денег на подготовку специалистов – за выделяемые на эти цели деньги невозможно подготовить даже водителей!».
«Мы проанализировали Конституцию РФ. В «Основах конституционного строя» ничего не сказано о культуре. Около 50 субъектов Федерации приняли свои законы о культуре. Если вы их посмотрите и сопоставите – там есть и удачные законы. Но никакого единого культурного пространства в нашей стране уже нет. А это главное условие безопасности нашего государства. И если мы не обретаем свои смыслы и символы в культуре и образовании, мы становимся открытыми для внедрения чужих смыслов и символов! Пока мы обучаем, дискутируем – огромное пространство заполняется этими чужими смыслами. Фактически этим и занимается наше телевидение и кино... Мы говорим, что денег на культуру нет. Тогда зачем мы финансируем учреждения, которые уже не являются носителями культуры, значимыми для государства?»
Главным законом культуры является закон преемственности. Если этот процесс не обеспечивается, значит, нет подготовки и переподготовки кадров, то есть нет механизма обеспечения этой преемственности. Мы очень пренебрежительно относимся к культуре наших народов. А культура – это величайшие традиции. «Я имею в виду культуру как опыт социального бытия людей, социума, уклад их жизни. Если нет элементарной культуры, то обустроить что-то очень тяжело. Есть многообразие культур, и есть ядро российской культуры, которое составляет русская культура».
Мы должны взаимодействовать и подпитывать друг друга, хотя доминирующая роль русского языка в нашей культуре бесспорна для всех нас. Потому что мы – люди русского языка и во многом русской культуры. Но политики, которая обеспечивала бы самобытность национальных культур и их общероссийскую целостность, нет. Но что такое культура без самобытности и целостности? Это отсутствие творчества и отсутствие жизнеспособности. Ведь главная функция культуры – это не только совершенствование. Главная функция культуры – это обеспечение устойчивого развития общества, народа, нации. И сегодняшняя культура, которая нам навязывается, это информационная коммерческая мозаичная культура, которая не может объединить нас как народ, как нацию. Поэтому мы, живя в одном Отечестве, стали друг друга оскорблять и унижать. И это будет продолжаться, если не принять срочные меры, прежде всего, просветительского характера. На кризисных этапах побеждает или социальный фашизм, или религиозный, или национальный. Поэтому одна из главных функций российской культуры сегодня – это вновь научиться жить вместе!
МГУКИ предлагает создать на своей базе федеральную площадку, включающую и Академию переподготовки кадров, и родственные вузы, прежде всего Санкт-Петербургский, Кемеровский, Бурятский и т.д. Вместе со своими «коллегами»-вузами, вместе с министрами университет готов работать и по теме «Проектирование культурной среды». Но специалистов по проектированию культурной среды следует готовить группами по пяти–семи различным направлениям: культуролог, дизайнер, проектировщик и т.д. Например, можно прислать для обучения 7–10 человек – и через пять лет университет даст заказчику готовых специалистов. В полной степени при этом важно использовать современные возможности по подготовке и переподготовке кадров. Так, не обязательно ехать в Москву: есть целый ряд возможностей переподготовки (меняться программами, готовить специалистов виртуально, проводить дистанционную подготовку и др.). Университет намерен реально влиять на положение дел в культуре и помогать в осуществлении культурной политики.