Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 03-04 (113) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Инновационная Россия


ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ РОСКОСМОСУ?


В этот юбилейный год полета первого советского человека в космос особое внимание приковано и к структуре, на которую возложены вопросы развития отечественной космонавтики. К структуре государственной – Федеральному космическому агентству (Роскосмос). На первый взгляд, картина космической деятельности страны выглядит неплохо. В течение ряда лет наша страна занимает первое место в мире по числу космических запусков – например, в 2009 г. она отправила в космос 29 ракет-носителей. Для сравнения: США – 25. По-прежнему, по утверждению Роскосмоса и ряда правительственных чиновников, Россия является космическим лидером. Во многом это так, однако некоторые факты говорят о том, что подобная самоуспокоенность руководства отечественной космонавтики ведет к прямым упущениям и нарушениям закона.



ПерминовРоскосмос уже был объектом нашего внимания (№6/2007), причем речь шла и о позиции руководителя А. Перминова. К сожалению, сегодня, по мнению многих экспертов, сказывается длительная зависимость отечественной космонавтики от экспорта собственных товаров и услуг, что во многом лишает российскую космическую промышленность стимулов для качественного роста. Не все в порядке и в отношениях с соседями. Как-то попался на глаза материал – интервью летчика-космонавта России и летчика-космонавта Казахстана, Героя России и Народного Героя Казахстана Талгата Мусабаева. Сегодня он председатель Национального космического агентства Казахстана. Он, называя Роскосмос мощной организацией, имеющей колоссальный опыт и огромную инфраструктуру, говорит, что, «видимо, это сказывается на позиции отдельных должностных лиц Федерального космического агентства России. Пока у нас нет с ними того взаимопонимания, на которое мы хотели бы рассчитывать». И как пример приводит, что в Астане начали создавать сборочно-испытательный комплекс для разработки, сборки и испытания всех казахских беспилотных аппаратов. И, как ни жаль, пришлось выбрать партнера не в России, а во Франции.
Возвращаясь к теме, хочется подчеркнуть, что у космической отрасли любой страны есть две основные силы развития – это стимулирование общего подъема национальной науки и техники и повышение престижа государства как высокоразвитой в научно-техническом плане державы. Это понимание обеспечило победу СССР на космическом направлении в 60-е и начале 70-х годов прошлого века. Затем это понимание ушло, и в конце 80-х годов, когда работала седьмая отечественная станция «Мир», понятно стало многим, что долговременные орбитальные станции типа «Салют» стали своеобразным символом застоя в национальной науке и технике, как те же «Жигули» в автопроме. Кстати, наши ближайшие партнеры по БРИКС – Индия и Китай – вполне успешно стремятся в космос. Китай, отправив в 2003 году человека в космос, в этом году намерен собрать на орбите свою первую околоземную станцию. А Индия собирается запустить в середине этого десятилетия свой первый пилотируемый корабль. Эти планы связаны не столько с космическими амбициями наших партнеров по БРИКС, сколько с их курсом на модернизацию своих стран.
А теперь о наших нерадостных делах. В начале года вице-премьер Сергей Иванов признал провальной программу освоения космоса, тем самым подчеркнув, что деятельность вышеназванного агентства – Роскосмоса – оказалась также провальной. Красноречивее всего будут цифры. В 2010 г. должны были создать 11 спутников, выпустили только 5, но 3 из 5 затонули. Как же теперь быть с обещаниями главы государства в 2009 году, когда президент предположил, что за четыре года Россия не только догонит США по мощности и количеству орбитальных спутников, но и создаст космические аппараты на основе двигателей нового поколения? Россия должна выйти на мировые показатели по мощности и срокам существования на орбите спутников связи к 2015 г. И часть этого проекта – запуски 2010 г. Вице-премьер С. Иванов на коллегии Федерального космического агентства прямо заявил: «Не удалось переломить ситуацию по созданию новых космических комплексов и аппаратов. По большому счету планы были сорваны». По ряду данных, ошибка со спутниками стоила государству 4,3 млрд рублей.
Но самое главное – при прочих причинах было отмечено, что налицо отступление от норм при проектировании и производстве спутников системы ГЛОНАСС. Сколько было сказано и пересказано про ГЛОНАСС! Сколько было обещаний и утверждений со стороны самого руководителя агентства! И что на самом деле? После потери спутников ГЛОНАСС были приостановлены запуски ракеты-носителя «Протон». Затем Роскосмос потерял связь с новейшим спутником «Гео-ИК-2», когда тот вышел на нерасчетную орбиту. Этот спутник должен был выполнять гражданские и военные цели. К сведению, его обнаружили на неправильной орбите, да и то с помощью американцев.
Что же происходит? В чем причина? Ведь финансирование Роскосмоса выросло до 115 млрд рублей! Хотя сейчас таким масштабом никого не удивишь – у нас любят миллиарды… И ими жонглировать…
Причин неудач немало. Здесь и технические отставания, например, в той же микроэлектронике. Кое-кто из экспертов заявляет, что мы отстали от Запада в технологии создания спутников практически на 10 лет.
Роскосмос проверяла Генпрокуратура. Цель – проверка соблюдения законодательства при реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС)». Проверкой выявлены нарушения установленного порядка при запуске спутников – создании, производстве и эксплуатации космических комплексов. Отмечено, что было принято решение на использование в составе ракетно-космического комплекса (РКК) изделий новой разработки с ограниченным объемом испытаний, и за это были отстранены от должностей замруководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский и вице-президент РКК «Энергия» Вячеслав Филин. Говорят, подвела штурмовщина, а по сути дела, это вопиющий произвол… Генпрокуратура подчеркивает: «При указанных обстоятельствах в результате совершения должностными лицами Федерального космического агентства действий, явно выходящих за пределы их полномочий, существенно нарушены охраняемые законом интересы государства».
Вот так происходит на практике реализация основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, которые были утверждены Президентом РФ в апреле 2008 г.

Обещания руководителя Роскосмоса А. Перминова:
– построить универсальную космическую платформу;
– к 2020 г. высадиться на Марсе;
– к 2040 г. построить на Марсе обитаемую космическую базу (стоимость 8 трлн рублей).

«Догоним и перегоним»?