|
Архив
№ 01-02 (112) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Правоохранительная система
|
|
Дальний Восток – далекий и близкий
Сегодня все чаще говорят о Дальнем Востоке. И не только в связи с последними поездками руководителей страны, а также ряда министров в субъекты ДФО. Дело в том, что в последнее время наши соседи на дальневосточных рубежах все активнее стремятся осваивать территорию России. Ни для кого не секрет, что многие города, не говоря уже о небольших населенных пунктах, просто «кишат» различными предприятиями, и особенно рынками, основанными выходцами из Поднебесной. Немало публикаций в разных СМИ о Дальнем Востоке рассказывают о своеобразных экономических устремлениях того же Китая. Проблема уже встала в полный рост. Действительно, по некоторым данным, инвестиции Китая в Дальний Восток составляют $3 млрд. Внимание же федерального центра к этим территориям оценивается гораздо скромнее. Так, например, только федеральные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по ряду регионов ДФО выглядят следующим образом: Амурская область – $170 млн., Еврейская автономная область – около $74 млн, Хабаровский край – $234 млн, Приморский край – $344 млн. Об этом написала «Независимая газета» (09.02.2011 г.). Именно поэтому мы посчитали нужным рассказать о реальной картине сегодняшней социально-экономической жизни Дальнего Востока. «Дальний Восток нашей страны обладает огромной инвестиционной привлекательностью и значительным ресурсом развития». Д.А. Медведев, Президент РФ
Из Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.
Сегодня на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты. Ожидается вложение около 3 трлн рублей на принципах государственно-частного партнерства в развитие региона. А весь инвестиционный портфель до 2025 г. – 9 трлн рублей только на крупные проекты. Основной упор инвестиций – на создание современной инфраструктуры, ее модернизацию и дальнейшее развитие. Огромные средства закладываются в строительство и модернизацию дорог, железнодорожных магистралей, морских и воздушных портов. В сентябре 2010 г. завершено строительство автомобильной дороги Чита–Хабаровск. 615 км ранее построенных участков уже требуют реконструкции. Реконструкция дороги должна быть завершена в 2012 г. Продолжается строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь–Тихий океан», предназначенной для транспортировки российской нефти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В ноябре прошлого года на трассе строительства второй очереди трубопроводной системы завершились работы по укладке трубопровода в подводную траншею через русло реки Амур. Длина его – 2690 м. Продолжается строительство газопровода «Сахалин–Хабаровск–Владивосток» и объектов к саммиту АТЭС-2012. В Амурской области началось строительство Нижне-Бурейской ГЭС. В Приамурье открылось предприятие черной металлургии – Олекминский ГОК. В октябре на Камчатке запущен газопровод «Соболево–Петропавловск-Камчатский», и природный газ пришел в столицу края. Реализуется программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта за рубеж. Будут созданы новые центры газодобычи: Красноярский, Иркутский, Якутский, Камчатский и Сахалинский. Анализ экономических показателей свидетельствует, что Дальний Восток во многом выглядит лучше иных территорий России. Например, на Дальнем Востоке показатель индекса промышленного производства в 2009 г. составил 103,2% к уровню 2008 г. (в целом по России – 89,3%). За девять месяцев 2010 г. индекс промышленного производства составил 108,3%. Есть увеличение добычи полезных ископаемых за год, рост объемов обрабатывающих производств на 32,9%. Буквально на днях в округе состоялось совещание по вопросам развития автомобильных дорог. Для Дальнего Востока вопросы развития транспортной инфраструктуры имеют важное стратегическое значение, так как именно от состояния темпов строительства дорог зависит развитие экономики округа в целом. Общая протяженность автомобильных дорог федерального значения на территории ДФО – 7231 км, из них с твердым покрытием – всего 3100 км (или 43%). Именно поэтому в рамках реализации ряда ФЦП с 2010 г. по 2015 г. на строительство дорог из федерального бюджета будет выделено порядка 204 млрд рублей. Эти средства пойдут на строительство, ремонт и реконструкцию федеральных дорог: «Амур», М-60 («Уссури»), М-56 («Лена») с общей протяженностью 6031 км. В целом, с учетом строительства автодорожной сети от федеральных дорог до населенных пунктов, а также реализации федеральных адресных инвестиционных программ, на сокращение грунтовых разрывов и федеральной программы развития Курильских островов Сахалинской области, планируемое финансирование из федерального бюджета до 2015 г. составит около 470 млрд рублей. Сегодняшняя картина выглядит так: с 2006 г. по 2010 г. в округе было введено 2094 км федеральных дорог, из них 593 км – в 2010 г., и израсходовано за прошедшие 5 лет на строительство и реконструкцию дорог 55 млрд рублей. Это данные ФГУ «Дирекция строительства дорог «Дальний Восток». Среди основных перспективных направлений дорожных работ: приведение в нормативное состояние трассы Чита–Хабаровск, автодороги М-60 «Уссури» (Хабаровск–Владивосток), строительство и реконструкция дороги М-56 «Лена» от Невера до Якутска и трассы «Колыма» от Якутска до Магадана. К сожалению, на сегодня 683 км трассы «Амур» (Чита–Хабаровск) не соответствуют нормативным документам, из них 566 км проходит по территории субъектов ДФО. По представленным данным, до 2015 г. на территории округа в целом будет введено в эксплуатацию около 1008 км федеральных дорог, что, к сожалению, в два раза меньше, чем в предыдущие пять лет. Недавно полпред президента РФ в ДФО В. Ишаев заявил, что ряд поручений президента страны на Дальнем Востоке не выполняется. Среди них – неисполненное поручение по финансированию инженерной защиты левого берега протоки Казакевичево на Большом Уссурийском острове (Минфин был готов профинансировать проект на 130 млн рублей, однако Хабаровский край не представил в министерство всю документацию). Хабаровскому краевому онкологическому центру выделены средства в объеме 400 млн рублей на строительство центра позитронно-электронной томографии. Деньги, пролежав в казначействе год, не освоены. Руководство онкоцентра ими не воспользовалось. Не сделано даже проектных работ. Серьезную озабоченность вызывает строительство во Владивостоке федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Строительство должно было завершиться в 2011 г., но вряд ли будет завершено. Освоено лишь 424 млн рублей, при этом не завершено строительство даже «нулевого цикла».
Таковы лишь некоторые фрагменты жизнедеятельности Дальнего Востока. Мы будем и дальше подробно рассказывать о жизни ДФО и его конкретных субъектов.
|