Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 01-02 (112) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Правоохранительная система


Закон – для полиции, полиция – для людей


Федеральный закон «О полиции», как заверяют его разработчики, должен, в первую очередь, закрепить партнерскую, а не доминантную модель взаимоотношений правоохранительных органов (с 1 марта – полиции) и гражданского общества, а также определить правовой статус полицейского. Это положение нового документа для читателей «НВ» комментирует заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-первый заместитель министра внутренних дел, Герой России Александр Чекалин.



ЧекалинВ новом законе «О полиции», действительно, детально и точно прописаны принципы и характер взаимодействия органов полиции и гражданского общества, и они существенно отличаются от предыдущих. Если прежде милиция была поставлена в положение «над обществом», то в новом законе записано, что общество не только главенствует, но и осуществляет контроль за деятельностью полиции.
Контроль будет осуществляться и со стороны создаваемых при органах внутренних дел общественных советов, а также в ходе отчетов полицейских руководителей различных степеней перед региональными, местными властями и населением. Контролировать действия полиции получают возможность и средства массовой информации: их представители вправе обратиться в орган полиции, и его руководитель обязан предоставить сведения по существу обращения, если они не составляют тайны следствия и оперативно-розыскной деятельности.

– И вот настал первый день весны, он же первый день рождения (или возрождения) полиции…

– Чудес, понятно, не бывает. Вчерашний участковый или постовой милиционер в одночасье не становится благообразным полицейским, а «старорежимная» милиция мгновенно не превращается в образцовую полицию. Для этого нужно время и очень много работать. Выступая недавно в Академии управления МВД России, президент страны заметил, что начало этой работы состоит в достижении высокого кадрового результата.
Для решения этой проблемы законом предусмотрена система стимулов, ограничений, запретов, гарантий, карьерная мотивация, кадровые стандарты. В настоящее время создаются своего рода фильтры, которые будут установлены на различных должностных уровнях с целью не допустить недостойных или неспособных сотрудников в новую полицейскую систему. Речь идет об аттестационных комиссиях, через которые должен пройти каждый претендент на службу в полицию. В каждую из них входят 10–12 старших офицеров – руководителей, ответственных кадровых работников и просто авторитетных сотрудников, которые определяют пригодность к службе в новой структуре исключительно по профессиональным и моральным качествам. Кстати, сначала эту непростую процедуру пройдут высшие руководители министерства и территориальных органов внутренних дел. В этой работе ожидается участие представителей администрации президента.  Есть основания полагать, что в аттестационной работе примут соответствующее участие и представители Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности и других компетентных организаций.
В результате этой и другой кадровой оргштатной работы численный состав системы МВД России сократится почти на 200 тысяч служащих. Не думаю, что этот процесс будет для системы слишком болезненным и вот почему: во-первых, на сегодняшний день уже существует значительный кадровый «некомплект», во-вторых, немало сотрудников, преодолевших возрастной пенсионный рубеж и готовых уступить дорогу молодежи, часть сотрудников уволится по собственному желанию, реально критически оценив свой уровень подготовки.

– Каков принцип отбора на службу в полицию на первом этапе? Много разговоров о «детекторе лжи».

– Я не стал бы в кадровой работе на передний план в качестве доминирующего аргумента выставлять полиграф. Да, это техническое достижение, но оно лишь машина, лишенная высшей гуманитарной морально-психологической чувствительности. Поэтому в решении судеб людей должен сначала работать человеческий фактор, а в качестве дополнительной – полиграф. Это средство может эффективно использоваться для новичков при поступлении на службу, при конфликте интересов, каких-то дисциплинарных нарушениях, но не поголовно для всего личного состава. Для справки: за плечами каждого второго офицера МВД длительное пребывание на Кавказе для участия в контртеррористических операциях. Среди этих достойных людей есть те, кто имеет «неоформленные» контузии и травмы, стрессы от перегрузок по работе, у кого служба без выходных и отпусков. И именно их полиграф не допустит к новой службе. Конечно, это несправедливо.
А вот кого точно нельзя пускать в полицию, так это так называемых «инфицированных мздоимством». Министр внутренних дел очень мудро заметил, что размер взятки никогда не будет сопоставим с зарплатой, и если человек действительно «заражен» этим, то его уже уговорить или напугать невозможно – его надо убирать из органов.

– Возвращаясь к взаимоотношениям правоохранительных органов и гражданского общества, скажите, как преодолеть порог недоверия со стороны последнего?

– За 40 лет службы я прошел все милицейские должности – от рядового до первого заместителя министра внутренних дел – и знаю о службе не понаслышке, то есть почему граждане очень часто не обращаются за помощью в милицию, почему не доверяют ей. Действительно, в милиции любой «заявитель» всегда был гость нежелательный. Каждое его заявление – это ухудшение показателей в работе. И если при подведении очередных итогов вдруг окажется, что у тебя нераскрытых преступлений, то есть «висяков», больше, чем в соседних органах, то по процентному показателю твое подразделение будет отброшено назад со всеми вытекающими отсюда кадровыми последствиями.
У министра Р.Г. Нургалиева хватило решительности отказаться от «Его Величества Процента раскрываемости», который 90 лет доминировал в показателях работы советско-российской милиции. Я считаю это важнейшим решением. Ведь в угоду именно этому показателю нередко нарушалась законность, укрывались преступления от учета, использовалась эквилибристика со статистикой.
Кстати, для усиления решения этой проблемы недавно Совет Федерации утвердил внесение изменений в 51-ю статью закона о Прокуратуре РФ, где сказано, что государственная статистика, учет преступлений в Российской Федерации, количества раскрытых и нераскрытых преступлений, в т.ч. по видам, возлагается на органы прокуратуры. Это позволит иметь более объективную картину о преступности в стране, а также количественную и качественную оценку деятельности новой правоохранительной структуры – полиции.

– Что может изменить к лучшему отношения между обществом и полицией?

– Только диалог. Милицию в последние годы по поводу и без повода не ругал только ленивый. Но мало кому интересно, что служба в милиции – это часто подвиг. В стране каждый год гибнет по численности целый полк сотрудников милиции. Да, это их выбор, они принимали присягу, клялись на верность закону и интересам народа. Но справедливости ради давайте же, карая виновных, отдавать должное людям, которые ежедневно рискуют жизнью ради наших граждан и которые честно выполняют свой долг.
Я просил бы у СМИ, у нашего населения сделать короткий тайм-аут на критику. Дать возможность полиции начать свою летопись «с чистого листа», наработать новый имидж, в основу которого положить помощь, спасение, защиту и только потом – силу закона.