Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 01-02 (112) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Правоохранительная система


Закон «О полиции»: партийный подход




ЛевичевНиколай Левичев, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе: «Наши ожидания не оправдались»
В комментарии журналу Николай Левичев настаивает: наиболее важные замечания к закону «О полиции» так и не были учтены.

Партия «Справедливая Россия» на протяжении долгого времени ставила вопрос о необходимости масштабной реформы МВД. Давно было понятно, что российская милиция погрязла в скандалах и коррупции, полностью утратив доверие общества. Поэтому еще в январе прошлого года лидер «Справедливой России» предложил наш проект реформы милицейского ведомства.
В президентском законопроекте были отражены некоторые наши положения. Впервые в нашей политической практике столь важный проект был предложен для всенародного обсуждения. На сайт zakonoproekt2011.ru поступило более 20 тыс. комментариев, с законом были связаны очень большие ожидания. Огромное количество людей надеялось, что их голос будет услышан, что с их помощью милиция из запугивающего граждан монстра превратится в институт защиты их прав, реально обеспечивающий порядок и безопасность в нашей стране.
Несмотря на спорность многих положений документа, мы концептуально поддержали его в первом чтении, надеясь улучшить ко второму. Мы надеялись на конструктивный диалог, учет нашего мнения. К сожалению, наши чаяния не оправдались. В течение месяца представители нашей фракции в составе рабочей группы готовили поправки. В этой группе сформировалась некая общность депутатов из всех четырех фракций, которые консолидированно внесли более 70 изменений. К сожалению, большая часть их была отвергнута на заседании комитета, насколько я понимаю, под давлением, прежде всего, представителей самого МВД.
Получилось, таким образом, что лоббистское давление членов этой корпорации, которая нуждается в реформировании, перевесило все остальное. При этом, насколько я могу судить, низшие чины милиции на сегодняшний день не довольны законопроектом по одним основаниям, высшие чины – по другим.
После анализа содержательных сторон документа отрицательных моментов мы выявили больше, чем положительных. Продолжится коммерческая деятельность правоохранительных органов. Механизмы общественного контроля за будущими полицейскими будут определяться самими полицейскими. Переаттестация кадров, опять же, будет проводиться силами самого ведомства.
Еще одна претензия, высказанная нашей фракцией – принятие закона «О полиции» не подкреплено законом о социальных гарантиях будущим полицейским. Такой документ обещают разработать позже. Но без социальных гарантий мы не сможем добиться реального кадрового обновления ведомства, не будем иметь возможность повысить морально-нравственную планку и планку профессионализма сотрудников полиции, не сможем сделать так, чтобы в полицию шли действительно лучшие кадры.
Наконец, огромные претензии у нас вызвала сама процедура принятия закона. Он был поставлен на одобрение сразу во втором и третьем чтении. В ходе второго чтения в законопроект были внесены 144 поправки. Мы считаем, что перед третьим чтением необходимо было изучить отношение к получившемуся в итоге документу экспертного сообщества, профессиональных кругов и общественных организаций. Это как раз тот случай, когда нужно семь раз отмерить и только потом отрезать. Ситуация, когда столь важный законопроект приняли за один день сразу в двух чтениях, выглядит вызовом общественному мнению.
По этим причинам мы решили не поддерживать законопроект «О полиции» в третьем чтении.

ЛебедевИгорь Лебедев, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе: Нужна «кадровая революция»

Закон «О полиции» стал первым в российской истории законопроектом, вынесенным на широкое общественное обсуждение. В результате этого поступило более 40 000 предложений – от партий, общественных организаций, отдельных граждан. Такое бурное обсуждение свидетельствует о том, что этот закон действительно знаковый для всего российского общества.
Две основные функции полиции, обозначенные в законопроекте, – охрана общественного порядка и предупреждение преступности. Эффективное выполнение этих функций возможно лишь при партнерских отношениях с обществом. К сожалению, о доверии к представителям органов правопорядка в нашей стране говорить не приходится, на сегодняшний день они внушают гражданам (не преступникам!) только страх и ужас. На мой взгляд, причина одна – тотальная коррупция.
Недавно в интервью одной из центральных газет президент Дмитрий Медведев признал, что в борьбе с коррупцией «успехов почти нет», несмотря на появление первого в российской истории антикоррупционного законодательства. Уверен, при таком уровне коррупции, который существует в России, в частности, в правоохранительной системе, всегда найдется слабое звено, что сделает все благие начинания по реформированию этого ведомства провальными.
Ведь основная цель законопроекта, декларируемая его авторами, – изменение отношения граждан к органам правопорядка и повышение доверия к ним. А какое доверие может быть и к милиционерам, и к полицейским, если за определенную мзду с ними можно решить любой вопрос, а порой они и сами организовывают целые схемы по сбору дани с граждан? На сегодня главное – воспитать в рядовых сотрудниках органов правопорядка неподкупность. Только тогда мы сможем защитить людей от любых угроз – начиная от бытовых конфликтов, заканчивая возможными террористическими актами. Только тогда перестанет формироваться и широко обсуждаться «карта преступлений российских сотрудников милиции», где на каждый день года и на каждый субъект РФ приводится пример преступления, совершенного представителями органов, призванных обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан. Только тогда развенчается уверенность граждан в ненаказуемости милиции, и закон будет работать одинаково для всех.
В процессе обсуждения законопроекта в Государственной Думе была создана неформальная межфракционная рабочая группа, которая рассматривала основные направления поступивших предложений и поправок. Увы, но главные поправки ЛДПР были рекомендованы к отклонению. Этот факт для нашей партии неудивителен: мы оппозиция!
Мы будем настаивать на дополнении закона, так как уверены, что без этого эффективное функционирование реформируемого ведомства невозможно.
Самое важное – это серьезная «кадровая революция» в рядах МВД, так как со старыми кадрами мы ситуацию не изменим.
Необходим жесткий общественный контроль в виде общественных советов, формируемых законодательными собраниями регионов, а не органами внутренних дел. МВД к общественному контролю не должно иметь никакого отношения! В законе обозначено, что критерием оценки деятельности полиции является общественное доверие. Необходимо определиться, кто будет проводить оценку этого общественного доверия.
Необходим жесткий запрет на любую коммерческую деятельность в реформируемом ведомстве, в частности, на охрану граждан и имущества на договорной основе.
Ведомство не должно заниматься вопросами собственной безопасности. Управление собственной безопасности, которое, по сути, не в состоянии справиться с коррупцией в своих рядах, должно быть ликвидировано, а функции эти нужно возложить на специальное подразделение в рамках Федеральной службы безопасности.
Принятие окончательной редакции закона без этих поправок будет свидетельствовать о том, что реформа министерства ограничится только переименованием «милиции» в «полицию». Более того, в случае принятия законопроекта в таком виде можно говорить о том, что президент вводится в заблуждение чиновниками от МВД, которые делают все, чтобы их позиции остались неизменными. Самое главное, чтобы этот закон не постигла участь других инициатив президента, когда благое дело полностью извращается поправками второго чтения. В таких условиях фракция ЛДПР не может поддержать принятие законопроекта, так как считаем, что в предлагаемой редакции он практически ничем не отличается от действующего закона «О милиции».

ЗюгановГеннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме: «Не закон, а должностная инструкция»

Нас не устраивает новый подход к правоохранительной системе: она «затачивается» под охрану олигархов, полиция формируется как карательное подразделение, которое может сделать с вами что угодно. Сегодня блюстителей порядка ставят в положение, когда они должны охранять не народную собственность, а награбленную собственность, защищать олигархов, обеспечивать не порядок на выборах и их справедливые результаты, а интересы «Единой России». Данный закон дает возможность сотрудникам правоохранительных органов врываться в вашу квартиру, допрашивать и задерживать вас.
Что касается переименования милиции в полицию, то для многих людей слово «полицай» – это самое крупное оскорбление. Задумайтесь, как теперь будут называться отделения милиции: ГОПы. ГИБДД в таком случае, наверное, переименуют в «гоп-стоп». Только новые вывески и документы обойдутся бюджету в 16 млрд рублей. На эти деньги мы могли бы решать более важные задачи – например, строительство новых детских садов.
Конечно, необходимость принятия нового закона есть, так как последняя редакция закона «О милиции» относится к 1991–1992 годам. С этого времени в РФ многое изменилось: социально-экономическая ситуация, система госорганов, судебная система. Но то, что нам сегодня предлагают в качестве закона, нас сильно разочаровало.
Во-первых, закон не получился по технико-юридическому оформлению – это не закон, а должностная инструкция.
Во-вторых, в законе нет каких-либо запретительных мер на занятие полиции коммерческой деятельностью в будущем. Заявлено, что полиция должна быть централизованной, но вместе с тем предусматривается ее финансирование как из федерального бюджета, так и из бюджетов МО. Но по сути это уже зависимость полиции от местных органов власти.
В-третьих, если мы говорим о соблюдении прав и свобод гражданина, то здесь тоже не все гладко, когда мы заявляем о возможности проникновения полиции в жилище. Это уже не демократия.
Кроме того, правоохранительную систему необходимо освобождать от несвойственных для нее функций. Правоохранительные органы должны бороться с уголовной преступностью, а не быть орудием борьбы с инакомыслящими.
Есть также положение в новом законопроекте, запрещающее какую-либо критику сотрудниками полиции своего ведомства, т.е. фактически они должны закрывать глаза на все происходящее и молчать. Если раньше сотрудник милиции имел право входить в общественные неполитические организации, то сейчас его этого права лишают. И наши юристы, готовившие заключение, насчитали в тексте закона около десятка нарушений положений Конституции РФ.
Хотелось бы отметить еще один момент: новым законом вводится презумпция законности требований действия сотрудника полиции, пока в установленном законом порядке не будет доказано иное. Т.е. если сотрудник считает нужным что-то сделать, вы должны подчиниться, потом уже в суде доказывать незаконность его требований. Причем теперь контролирующие органы полиции – это Президент РФ, Госдума и Совет Федерации. Понятно, какая огромная пропасть между гражданином РФ и контролирующими органами. Нас также заботит и расширение полномочий сотрудников внутренних дел по применению спецсредств, в том числе и в ходе разгона массовых мероприятий, чего раньше не было.
Закон «О полиции» выгоден группе людей, находящихся у власти, которые фактически с принятием нового закона могут использовать сотрудников правоохранительных органов по любому своему усмотрению. И, к сожалению, сотрудник вынужден будет руководствоваться не рамками Конституции РФ, Закона РФ, не пониманием своей нравственной позиции, а приказом вышестоящего начальства. Не удивлюсь, если структуры будут сокращаться, профессионалы вынуждены будут уйти, а на их место придут люди, готовые выполнить любой приказ вышестоящего начальства.