|
Архив
№ 01-02 (112) - 2011
ТЕМА НОМЕРА:
Правоохранительная система
|
|
Очередная перестройка, или Как нам реорганизовать… МВД
Реформа МВД, объявленная президентом Дмитрием Медведевым, скрывает немало подводных камней – нюансов, с которыми придется столкнуться в ближайшее время. Но без кардинальных преобразований преодолеть системный кризис, который переживают сегодня правоохранительные органы, невозможно. При сохранении нынешней ситуации защищенность людей окончательно превратится в иллюзию, а сама нынешняя полиция все дальше и дальше будет уходить от интересов гражданского общества.
Таково положение дел. Реформа правоохранительных органов представляет собой сверхсложную задачу, а потому процесс реформирования может быть только комплексным, включающим одновременные и взаимодополняющие меры по совершенствованию системы управления, по выбору правильных приоритетных направлений и задач, по изменению кадровой политики и укреплению финансового положения полиции. Именно полиции, так как название – это первое преобразование глобальной реформы. Проведение реформы органов внутренних дел вызвано не только неудовлетворенностью работой современной милиции, но и стремлением государства остаться в зоне действия признанных Россией международных обязательств и правовых норм, прописанных, например, в Европейской конвенции прав человека и основных свобод. Некоторые из этих норм ограничивают права и свободы человека во имя обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, предотвращения беспорядков или преступлений, охраны общественного здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц. При проведении столь масштабной реконструкции правоохранительной системы важно принимать во внимание не только ее собственные характеристики, но и особенности ее сосуществования в едином правовом пространстве вместе с другими государственными и общественными институтами. По роду своих обязанностей полиция работает и впредь будет плотно взаимодействовать со своими коллегами – следственными органами, прокуратурой, судами. Однако это взаимодействие было и остается не всегда однозначно позитивным. Известны случаи, когда «коллеги» помогали, например, скрыть факты преступлений и произвола со стороны сотрудников правоохранительных органов. Понятно, что это происходит из-за корпоративной солидарности: каждый из них ассоциирует себя, в первую очередь, с праведными борцами с преступностью, карающим мечом верховной власти.
Полиция и гражданское общество
Несмотря на негативные, в целом, оценки работы милиции, граждане, как показывает статистика, заинтересованы в ее существовании как института, но требуют улучшения качества работы. Именно этим объясняется готовность общества (60%) помогать милиции. Это можно интерпретировать как значительный кредит доверия, выданный правоохранительным органам и государству в целом. В то же время неправильно было бы считать, что во всех наших бедах повинны исключительно правоохранители. Во многом виноваты мы – гражданское общество. Правда и то, что недостатки в работе рядовых милиционеров могут быть отчасти объяснены тяжелыми и неадекватными условиями их работы, а «коррупционное» поведение граждан только усугубляет моральную атмосферу, сопровождающую наши взаимоотношения с милицией. Образуется порочный круг: свою неэффективность милиция объясняет гражданским безразличием или, наоборот, пристальным сильным, но небескорыстным к себе вниманием и отказом общества ей помогать, а граждане полагают, что милиция предает интересы обычного человека и не способна выполнять свою основную функцию, под которой общество понимает защиту граждан и их имущества от преступных посягательств. Без разрешения этого противоречия эффективная правоохранительная политика вряд ли возможна, поскольку успех в борьбе с правонарушениями и преступностью возможен только при объединении усилий милиции и граждан. В последнее время более активно начал себя проявлять Общественный совет при МВД, куда входят, наряду с общественными и государственными деятелями, представители СМИ, руководители ведущих изданий, телеканалов и радиостанций. Без «гармонизации» взаимоотношений граждан и полиции все попытки достичь позитивных результатов в реформировании обречены на неуспех. И наоборот, их тесное взаимодействие – залог позитивных преобразований всей правоохранительной системы.
На 10 000 меньше
До 1 декабря необходимо принять меры к сокращению центрального аппарата. Президент распорядился уменьшить численность подразделений центрального подчинения с 20 до 10 тысяч сотрудников. Кроме того, до 2012 года личный состав МВД планируется урезать на 20%. В правоохранительных органах должны остаться, в первую очередь, те, кто занимается следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью и охраной общественного порядка. Поэтому сокращение могло бы проходить за счет обслуживающих подразделений – тыл, штабы, в небольшой части кадры, редакционно-издательские подразделения, учебные заведения (сейчас их в МВД – 21).
Есть мнение
На стадии всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» высказывались самые разные решения кадрового вопроса. Вот одно из них: «вывести за штат 100% личного состава правоохранительных органов с последующей переаттестацией на соответствие занимаемым должностям. Психологические и профессиональные требования переаттестации должны быть настолько высокими, чтобы до 50% нынешнего личного состава органов внутренних дел могли пройти ее с трудом». Другое заслуживающее внимания предложение касалось реорганизации структуры МВД. Его автор считает, что система должна быть реорганизована в федеральную и местную полицию. Основная задача федеральной полиции, руководитель которой должен назначаться Федеральным собранием РФ по представлению Президента РФ, – профилактика и раскрытие преступлений, наносящих урон интересам общества и государства, противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников, общественных деятелей и бизнесменов. Местная полиция действует на территории административных единиц – районов и городов. По оценке министра внутренних дел Рашида Нургалиева, катастрофическое положение органов правопорядка наблюдается именно на этом уровне. Начальник местной полиции должен избираться жителями административной единицы тайным голосованием. К кандидатам на должность начальника местной полиции предъявляются повышенные требования. Все вновь принимаемые сотрудники местной полиции вне зависимости от специализации, предпочтений в службе и занимаемой должности в течение первых трех лет своей деятельности обязаны отработать в патрульной службе. Полицейские, прошедшие школу низовой работы, гораздо лучше ориентируются в любом виде деятельности, обладают навыками принятия быстрых решений, ориентированных на потребности человека.
«Палочную» систему никто не отменял
Предполагается, что будут выделены дополнительные средства, но только на увеличение стимулирующих выплат и формирование специализированного жилищного фонда. Точно можно сказать одно: выплаты будут по-прежнему находиться в зависимости от системы показателей. Хотя и в Кремле прекрасно понимают, что эта так называемая «палочная» система имеет свои пороки. В МВД тоже есть думающие люди, предлагающие изменить эту систему, которой руководит «Ее Величество Статистика». По их мнению, население должно заказывать в МВД такую функцию, такие показатели, которые нужны гражданам, а не начальству. Показатели, ориентирующие сотрудников на работу, «могли бы публично обсуждаться, корректироваться и добавляться».
|