Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 01-02 (112) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Правоохранительная система


«У нас болит Россия»


Декабрьские события в Москве, обнажившие растерянность общества перед лицом происходящего, – яркий повод для диагностики державной ситуации. Мы перешли историческую границу, пережили эпохальный момент: на улицу вышла молодежь, «наше будущее». Как говорил Верхарн, все сдвинулось, горизонты оказались в пути. И под сброшенным с обыденности покровом обнажилось кричащее: более так нельзя. Следовательно, настала пора, выражаясь слогом Горького, сказать что-то такое, что бы «сразу по недугу пришлось».



Красная площадьПочему мы прошли расстояние, оказавшееся пропастью, почему мы наказаны горем и почти гибелью? Не скованный авторитетом рассудок способен прийти лишь к такому заключению: в нашей жизни много правил с отсутствием правды. Заслоняющие правду существования правила сводятся к провозглашенному большевиками на перекрестках революционного лихолетья кредо: «этническая госсуверенизация» с обрамляющими ее коренизацией и титульностью. По сей день это кредо ведет далеко не безобидную атаку на действительность. Отбить ее позволяет проявление не твердости убеждений (каких? чему?), а гибкости интеллекта.
Что требуется? Поставить благо народа в центр внимания. Россия обязана стать государством социальных инвестиций – вложений в конкретного человека. Это – сверхцель. Средство ее достижения – исправление стратегии социального устроения, принципов обмена деятельностью.
В несообразиях текущей жизни проступают доктринальные издержки. Самым надежным способом их купирования представляется содержательный маневр: туман скользких мыслей и недомолвок развеет отказ от конъюнктурной формулы о «праве этнических групп на самоопределение». De jure Россия не договорная, а конституционная федерация; ее территориально-государственная целостность гарантирована законодательно. De facto в стране проживает 182 этноса, и если каждый будет исповедовать сепаратистские устремления, возникнет непреодолимый хаос (с неразрешимой будущностью для «некоренных», «нетитульных», полукровок и т.д.).
Дабы избегать анархии, на доктринальном уровне правильно искоренить все и всяческие предпосылки развала государства. Исходя при этом из того очевидного факта, что вопрос государственного самоопределения в России решен. Ущемит ли сказанное этническое самодостоинство? Никоим образом. Отказ от госсуверенизации не отменяет сохранение и поддержание духовной, исторической, культурной, поведенческой идентичности народов.
Полезно принять во внимание различие понятий «нации» и «национальности». Нация – категория социально-историческая, политико-державная. Отправной точкой понятия «нации» выступает государственность. Совершенно ясно, что в мировом опыте не все этнические группы имели автономную «моноэтническую» государственность. Национальность – категория ландшафтная, культурно-психологическая. Основой национальности выступает язык. При стремлении уничтожить этнос не надо прибегать к жестким репрессивным технологиям. Достаточно «запретить» национальный язык – и этнос, лишенный исторических корней, отлученный от наследия предков, собственной почвы, культурно-поведенческой основы, вырождается.
В России одна нация – сплоченный в своем державном самостоянии российский народ (этнической подкладкой которого выступает блок славянских, тюркских, балтских, угро-финских, иранских и др. народов), но множество национальностей. Все они равноправны, равнодостойны: от «а» до «я» – от абадзина до якута – все эти представители самодостаточны и консолидированы, вершат и государственную, и этническую историю, устраивают и общую, и собственную судьбу.
С позиций политической целесообразности и права, какой бы то ни было шовинизм, национализм, экстремизм исключаются, уступают место самостоятельному и совместному общегосударственному полиэтническому развитию.
Императивы концентрирующегося на подлинной жизни выигрышного реализма, таким образом, сводятся к подчинению ценностей обновления требованиям оптимального сосуществования.
Принуждение, давление, фискальное администрирование замещаются естественным симбиозом, предусматривающим:
прогресс национально-культурной автономии;
расширение организационной, инициативной, полномочной самостоятельности регионов;
замену этнического административно-территориального деления земельно-хозяйственным;
налаживание продуманной молодежной политики, исключающей произрастание в молодежной среде очагов ксенофобии;
активизацию патриотического воспитания граждан.
«У меня болит Испания», – говорил Унамуно. «У нас болит Россия», – говорим мы. Предмет боли – Отечество как обретение. Используя слог Г. Манна, правильно уточнить: у национальной истории теперь один смысл – величие России должно быть увековечено, российский «космос» должен стать воплощением духа, окрыляющего поколения рубежа веков.
О великой России горит наше сердце – России не как возможности Европы, цивилизации, мира; России не как источника духовного окормления – нет. О России будничной, просто человеческой, исполненной житейских треволнений и утверждений.

Виктор Ильин, профессор МГУ