Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 01-02 (112) - 2011

ТЕМА НОМЕРА:

Правоохранительная система


Зима тревоги нашей




НовиковНепростое начало года связано, прежде всего, с природным катаклизмом, когда «ледяной» дождь фактически парализовал Подмосковье и ряд соседних областей. Редчайшее природное явление, последний раз происходившее в 1977 г., привело практически к полному социальному коллапсу и показало неспособность властей решать штатные проблемы. В этот список попадают и полное отсутствие заботы об электросетях, и паралич того же аэропорта Домодедово, и липовые доклады об устранении недостатков, и тысячи людей, встретивших Новый год без света. В принципе, катастрофы могут быть везде, ведь аэропорт восстановил работу за двое суток. Но почему же практически весь январь мы жили под впечатлением тягот происшедшего? А ведь пострадали фактически те, кто не имел средств уехать или купить генератор. Или купить бутылку воды за 500 рублей, доехать из Домодедово до метро за 20 000 рублей после теракта. Дело не в атмосферных явлениях, дело в той атмосфере чистогана и рвачества, которая сложилась в стране, когда используется любой повод природно-социальных напряжений для наживы и проявления самых низменных человеческих качеств.
Они все ярче проступают и в деятельности власти. Идеология вседозволенности и попустительства привела к запущенности и системным сбоям в работе силовых структур, судебной системы, правовому нигилизму. Наши «успехи» очевидны. Мы занимаем 2-е место в мире по количеству людей, пострадавших от терактов. Только за прошлый год выявлено 275 тыс. экономических преступлений, ущерб от которых составил 176 млрд руб. Более 22 тыс. таких преступлений совершено организованными группами. В нашей экономике «удвоение ВВП» за десятилетие состоялось лишь наполовину, а чистый отток иностранного капитала из страны продолжает расти и составил в 2010 году $38 млрд. «Заледеневшая» власть своим цинизмом, показным вниманием будоражит общественное мнение. Коррупция стала «привилегией» государства, проникнув сверху донизу во все институты, вплоть до судов. Система взяток, откатов, «крышевания» бизнеса действует в масштабах страны. В 2010 году среди коррупционеров – 13 прокуроров, 8 глав избиркомов, более 430 мэров и депутатов органов МСУ. А уже на подходе – правоохранители Подмосковья… Сколько их еще, тех, кого надо «бить по рукам»?
Манежная, Кущевка, Ставрополье, Домодедово изменили традиционное представление о роли власти. Лукавый закон о безопасности, принятый в 2010 году, не просто слаб, в нем вообще нет как такового понятия безопасности. Все меньше доверия, все меньше оптимизма. В стране уровень доверия к власти – 39%, к бизнесу – 41%, НПО – 42%, СМИ – 37%. О позитивной консолидации приходится лишь мечтать. По данным «Левада-Центра», 70% граждан считают, что политики склонны к вранью, 80% – что партии не отражают интересов людей, 62% живут, полагаясь на себя и избегая вступать в контакт с властью. Это ли не пример растущей делегитимации власти, связанной с отсутствием над ней общественного контроля! Закон обслуживает власть, что показали и участившиеся случаи «высокопоставленного беспредела» на дорогах. Опора «тандема» только на силовиков дискредитирует режим в целом. Власть уже не монолитна даже наверху. И порой даже самый невинный социальный протест переводится в категорию экстремизма. Свободоблудие растет, а свободомыслия все меньше. Думать становится все менее популярным занятием.
Все меньше
изданий гражданского звучания, все больше «глянца» и «гламура».
Все меньше тех, кто стремится заставить власть быть эффективной. Все больше тех, кто озабочен только собой.
Все меньше памяти о тех, кто создавал славу и гордость Отечества. Все больше циничных прагматиков, ставящих непрекращающиеся эксперименты над обществом.
Общественного диалога как не было, так и нет. Власти надо не просто поспевать за обществом, которое раздражено и заряжено на перемены, а делать это с опережением, особенно в предвыборный год.

Александр Новиков