Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 09-10 (110) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В РОССИИ. МАГИСТРАЛИ РОССИИ


Иван вернулся к матери


Широкое празднование в России 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, самой кровопролитной в истории человечества, заставило многих вновь вернуться к событиям тех лет.



АбашевСтаршие братья моих родителей – Иван и Василий Абашевы по линии мамы, Иван Носов по линии отца – были участниками Великой Отечественной войны. Двое из троих с войны вернулись.
К сожалению, Иван Абашев, родившийся 20 января 1924 г., погиб 5 августа 1943 г. в деревне Сизовы Дворы Кромского района Орловской области в ходе Орловско-Курской битвы. Он погиб в день первого салюта в  честь победы советских войск, освободивших Белгород и Орел.
Из вещей, связанных с дядей Ваней, остались лишь одна фотография, на которой он, молодой и красивый парень в телогрейке, несколько его писем с фронта, причем последнее датировано 27 июля 1943 г. – за неделю до гибели, и извещение о смерти. И конечно о нем, Иване Иосифовиче, осталась память у нас – его родственников. Да еще на сайте ОБД «Мемориал» есть скупые сведения о погибшем Иване Абашеве.
Отсканированные материалы сохранили дух того времени. Мне пришла идея съездить в Орловскую область, на место гибели дяди Вани, и, если удастся найти его могилу, перезахоронить его в Алтайском крае, рядом с матерью Александрой Артемьевной. Если найти могилу не удастся, то просто набрать земли в деревне Сизовы Дворы.
Обратившись с письмом к губернатору Орловской области Александру Козлову, я попросил предоставить хоть какую-то информацию по линии администраций области, Кромского района и деревни Сизовы Дворы об обстоятельствах гибели и месте захоронения И.И. Абашева.
Из писем заместителя губернатора и председателя правительства Орловской области – руководителя аппарата губернатора и правительства Орловской области И.Ю. Гармаша и военного комиссара Орловской области С.А. Старкова стало известно, что в списках погибших и захороненных на территории Орловской области Абашев Иван Иосифович не значился. Было указано, что на основании данных Центрального архива МО РФ, интернет-сайта обобщенного банка данных «Мемориал» Абашев Иван Иосифович, 1924 г. р., будет занесен в списки погибших и захороненных в братской могиле с. Бельдяжки администрации Бельдяжского сельского поселения Кромского района Орловской области. Также было сообщено, что органами местного самоуправления в 1952 г. произведено перезахоронение в братскую могилу с. Бельдяжки из деревень Парный, Ржава, Сизовы Дворы, Черепово и Шарыкино.
Прибыв 14 июля в Орел, я посетил областной краеведческий музей, ознакомился с разделом, посвященным Великой Отечественной. В ходе боев летом 1943-го только на Орловщине Красная Армия за сутки теряла в среднем полторы дивизии убитыми, ранеными, пропавшими без вести. И это на протяжении всех почти сорока дней битвы.
В музее есть карта Орловской области, на которой красными точками обозначены 453 братские могилы, где захоронено более 130 тысяч воинов Красной Армии. Выражение «земля полита кровью» обрело подлинный смысл, так как практически вся карта Орловской области была окрашена в красный цвет.
Утром 15 июля я был принят заместителем руководителя аппарата губернатора и правительства Орловской области, начальником управления региональной политики, государственной службы и кадров В.В. Соколовым и рассказал ему о цели поездки. Несмотря на официальные документы ЦАМО и похоронку, в списках погибших и захороненных на территории Орловской области Абашев Иван Иосифович не значится. Человек ушел в небытие. А сколько еще таких солдат захоронено в безымянных могилах!
В.В. Соколов заверил, что имя Ивана Абашева появится на памятной плите братской могилы села Бельдяжки, где покоятся солдаты, павшие в бою на территории сельского поселения, в состав которого входит и деревня Сизовы Дворы. В память о погибшем солдате будет сделано все, что требуют российские традиции, вера, уважение к поколению, на чью долю выпала невиданная в мировой истории по числу жертв война.
В Бельдяжках я побывал на братской могиле, возложил живые цветы и венок к памятнику захороненным там воинам. У памятника воинам, погибшим при освобождении деревень, входящих в состав сельского поселения, собрались старики, старшеклассники, которые посчитали важным принять участие в церемонии возложения цветов и почтить память еще одного солдата, имя которого будет высечено на памятнике. На братской могиле установлена скульптура воина. В его правой руке пилотка, рядом стоит женщина. На мемориальной плите – фамилии 331 воина. Была проведена поминальная служба. Пожилые женщины, еще помнящие войну, узнав, что я хочу взять горсть земли с места гибели моего дяди, чтобы увезти на Алтай, помогли набрать ее рядом с братской могилой.
К большому сожалению, в деревнях, входящих в состав Бельдяжского сельсовета не осталось ни одного участника войны. Большая часть мужчин из этих деревень погибла. На соседнем памятнике с надписью «Воинам-односельчанам, павшим в боях за Родину на фронтах Великой Отечественной войны в 1941–1945 годах» значатся 262 фамилии.
Война нанесла страшный, непоправимый урон Орловщине – даже сейчас в этом благодатном черноземном месте России численность населения так и не восстановилась. На сегодня в Бельдяжском сельсовете с входящими в него деревнями числится 568 человек, среди которых учеников 1–9 классов – всего лишь 29.
Разговорившись с людьми и показав фотографии дяди Ивана, сказал, что хочу обязательно посетить деревню Сизовы Дворы, где он погиб. И здесь мне повезло. Одна из присутствующих женщин сказала, что она родом из Сизовых Дворов и ее мать была свидетельницей, как сразу после освобождения деревни, 5 августа 1943 г., рядом с ее домом похоронили двух красноармейцев. Несмотря на то что в 1952 г. производили перезахоронение останков солдат в братскую могилу в Бельдяжках, это захоронение не тронули. На протяжении долгих лет эта женщина вместе с братом ухаживала за могилой.
В Сизовых Дворах мы встретили ее брата, который рассказал, как обнаружил захоронение. Могила находится недалеко от березы. Прямо над ней он хотел посадить вишню как памятный ориентир. Копая яму, обнаружил сапог, человеческие останки, поэтому углубляться не стал, а вишню все же посадил. Несколько лет она росла, а потом засохла.
Понимая, что там может быть захоронен мой дядя, попросил представителей властей сообщить об этом поисковой группе, чтобы перезахоронить останки красноармейцев в братскую могилу. Если будут найдены хоть какие-то сведения, указывающие, что один из погибших – И.И. Абашев, его прах будет перезахоронен родственниками на Алтае.
Положил на месте к засохшей вишне красные гвоздики, набрал земли. Поблагодарил всех, кто оказал мне содействие в пребывании на Орловщине, и с орловской землей поехал на Алтай.
В конце июля в родительском доме в с. Смазнево Заринского района Алтайского края собрались родственники. Несмотря на возраст и состояние здоровья, встретились братья Ивана – Василий и Григорий и его сестра – моя мама.
Конечно, были их дети, внуки, правнуки. Все вместе выехали на кладбище и рядом с могилой матери Ивана захоронили урну с землей, взятой в деревне Сизовы Дворы и с братской могилы села Бельдяжки.
Установили памятник в виде развевающегося боевого знамени. К памятнику прикрепили фотографию дяди Вани. Под фотографией слова:
Абашев Иван Иосифович
1924
гвардии красноармеец, разведчик.
Погиб, защищая родину, 05.08.1943.
д. Сизовы Дворы Орловской области
Это был поистине волнующий момент, объединивший всех родственников у памятника Ивану, одному из миллионов воинов, отдавших свои жизни во имя Родины, во имя неизвестных ему потомков. Важную вещь сказала мама: «Мы Ивана только сегодня похоронили, через долгие 67 лет у него появилась могила. И фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» в полной мере относится и к нему».
Вернувшись домой и накрыв стол, мы много говорили о войне, старшее поколение вспоминало те трудности, с которыми им пришлось столкнуться.
Мама рассказала, как 19 августа 1942 г. они – братья и сестры – пошли в тайгу за смородиной. Мама со старшей сестрой – в одну сторону, а Иван с младшими братьями – в другую. Когда, нарвав ягод, братья вернулись домой, там Ивана ждала повестка – утром 20 августа прибыть в райцентр в военкомат.
А дальше уже все стали наперебой вспоминать, как родители собрали Ивана, как покормили его на дорогу, дав с собой небольшую котомку. А потом братья и сестры бежали гурьбой, провожая 18-летнего старшего брата на войну. Уже стемнело, и долго еще слышался скрип телеги, как оказалось, навсегда увозившей Ивана из родной деревни.
Для нас, его родственников, Орловская земля теперь тоже дорога. Низкий поклон всем ее жителям, оказавшим содействие в моей поездке. Особые слова благодарности хочется сказать заместителю руководителя аппарата губернатора и правительства области В.В. Соколову, а также Н.В. Калугиной, Т.И. Бахтиной, Т.В. Васюковой, И.Н. Митину, Н.Н. Шавшиной, В.В. Ершову, В.В. Верняковскому, Г.П. Рожновой, С.М. Рудаковой, И.И. Митину, Н.И. Масаловой, с которыми мне посчастливилось встретиться и общаться.
Отношение орловцев, живущих на земле, политой кровью тысяч воинов, к памятникам погибшим в Великой Отечественной святое. И мы, родственники Ивана Абашева, признательны, что теперь на братской могиле в с. Бельдяжки есть среди имен погибших в страшных боях 1943 г. и его имя.
И теперь, спустя 67 лет, на Алтае, малой родине Ивана Абашева, ему установлен памятник. И хотя не удалось найти его точное место захоронения, главное, что земля из Сизовых Дворов, места его последнего боя, несущая в себе его прах, воссоединилась с землей, в которой захоронена его мама.

Владимир Носов, Южно-Сахалинск