
 |
Архив
№ (0) - 2010
ТЕМА НОМЕРА:
Жизни основа - леса
|
|
Новые приоритеты под сенью законов
Евгений Туголуков, председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Это лето стало для нашей страны настоящим испытанием: аномальная жара в Центральной России и огромные площади лесных пожаров. В чем причина таких масштабных последствий? Леса в России горели всегда. Гораздо большие площади лесов выгорали и в 1998 году, и в 2003-м, и даже в прошлом 2009-м. Но в этом году основной удар стихии пришелся на центр России, где самая высокая плотность населения и, соответственно, концентрация объектов жизнедеятельности. По предварительным данным, площадь лесных пожаров в этом году достигла примерно 1,2 млн га, а их количество – порядка 29 тыс. Для сравнения самые опасные годы: 1) по площади пожаров: 1972 год – 1,46 млн га; 1996 год – 1,85 млн га; 1998 год – 4,27 млн га; 2003 год – 2,35 млн га; 2009 год – 2,4 млн га. 2) по числу: 1972 год – 40,2 тыс.; 1996 год – 32,8 тыс.; 1998 год – 28 тыс.; 2003 год – 33 тыс.; 2009 год – 22,5 тыс. Количество погибших на пожарах в 2010 году превысило 50 человек. (Для сравнения: в 1972 году погибло 104 человека.) Безусловно, природный фактор стал ключевым, но дело, конечно, не только в этом. Мы еще раз убедились в собственной безответственности. 90% очагов возгорания в лесах возникает по вине человека. Сегодня мы слышим, что проблема не в том, что много горело, а в том, что плохо тушили. На самом деле, если говорить о работе МЧС в экстремальных условиях, тушили хорошо. Достаточно привести такие предварительные данные: по сравнению с 2009 годом пройдено огнем площади в 1,7 раза меньше, при этом количество пожаров в 1,4 раза больше. Даже международные эксперты высоко оценили уровень работы по тушению подобных аномальных пожаров (К тушению лесных пожаров привлекалось 166 120 человек и 26 572 единицы техники, из них 68 воздушных судов, в том числе от МЧС России – 129 171 человек и 19 341 единица техники, из них 24 воздушных судна). При реализации положений, заложенных в Лесном кодексе, одни регионы правильно спланировали ведение лесного хозяйства и наладили должным образом контроль и надзор. Другие регионы имевшийся потенциал разрушили, а новый не создали. В одних регионах собственное финансирование этих вопросов осуществлялось на уровне, пропорциональном размеру федеральных субвенций, а в других оно было в десятки раз меньше. Этот вопрос требует очень пристального внимания. Наш комитет уже направил соответствующие запросы в Генпрокуратуру и Рослесхоз о проведении проверок по исполнению органами государственной власти субъектов, наиболее пострадавших от лесных пожаров, функций обеспечения охраны лесов от пожаров, а также расходования субвенций, выделенных федеральным центром на эти цели. Что необходимо сделать на уровне законодательства? Предлагается предоставить уполномоченному федеральному органу власти право осуществлять оценку эффективности исполнения органами государственной власти субъектов переданных полномочий в сфере лесных отношений, а в случае необходимости вносить предложения в Правительство об изъятии таких полномочий (изменения в статьи 81 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации). Для обеспечения эффективного финансирования необходимых мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе приобретения пожарной техники и оборудования, предложено скорректировать порядок, установленный федеральным законом о размещении заказов для государственных нужд (изменения в статью 19 Лесного кодекса Российской Федерации). Есть законопроекты, которые уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе и могут позволить расширить круг должностных лиц в субъектах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, позволят закрепить право регионов утверждать перечень должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах (законопроект №369312-5 «О внесении изменения в статью 23.241 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесен законодательным собранием Вологодской области; законопроект №358872-5 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», внесен депутатами Государственной Думы Е.А. Туголуковым, В.В. Прозоровским, С.Ю. Осадчим, В.В. Журко, А.Н. Нюдюрбеговым, Ф.С. Сибагатуллиным, А.А. Шимановым, В.А. Мальчихиным, В.М. Асеевым, М.Ф. Загидулловым, А.И. Фокиным, В.Н. Казариным, А.Н. Ищенко; членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, А.А. Хашир, Н.П. Чуркиным). Новые условия нарастания климатических угроз, безусловно, требуют корректировок федерального бюджета. Следует финансово подкрепить лесную отрасль, в частности, увеличить финансирование на очистку лесов после пожаров, чтобы подготовить их к лесовосстановлению. Учитывая износ материально-технической базы регионов, необходимо выделение дополнительных субвенций на эти цели. Уже сейчас абсолютно понятна необходимость принятия единого национального лесного плана (изменения в главу 10 Лесного кодекса РФ). Это требует серьезной работы на всех уровнях власти. Только таким образом мы с вами сможем перейти от оперативного реагирования к эффективному предотвращению тех новых угроз, с которыми столкнулись сегодня и можем столкнуться завтра.
|