Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ (0) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

Жизни основа - леса


Стратегический ресурс России




Принятый Лесной кодекс во многом способствовал разрушению системы государственного управления лесами. По мнению специалистов, лесное законодательство фактически подменилось земельным и гражданским законодательством. Лес из категории недвижимого стал движимым имуществом. Управление лесами подменено лесным планированием и лесохозяйственным проектированием, и, к сожалению, веками накопленная система российского разумного лесопользования оказалась забыта и почти предана забвению. Для многих лес потерял всякую ценность, прежде всего, экологическую, перейдя в категорию только товара.
10 лет беспорядочных реформ в лесном секторе привели к настоящему хаосу и фактически стали причиной пожарной катастрофы в стране. К лету 2010 г. на деле лесная служба оказалась недееспособной, а Рослесхоз был лишен самостоятельности. К примеру, из 80 тыс. лесников было уволено более 60 тыс. человек. Все это в целом сказалось на сфере управления лесной отраслью страны, выявив в ней грубейшие упущения.
Глава государства подписал Указ «О Федеральном лесном агентстве» от 27.08.2010 г. №1074, где постановил передать Рослесхоз в подчинение Правительства РФ и наделил агентство новыми функциями: выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области лесных отношений; контроля и надзора.
В сентябре на совещании с руководителями регионов, лесной отрасли и лесопромышленниками Дмитрий Медведев заявил, что ситуация с лесными пожарами нынешним летом выявила недостатки действующего Лесного кодекса, и призвал правительство продумать варианты его корректировки.
«Я дал поручение правительству провести инвентаризацию Лесного законодательства», – заявил президент на совещании по развитию лесного хозяйства страны 8 сентября 2010 г.
Сегодня существенная часть полномочий передана в регионы, идет финансирование за счет субвенций из федерального бюджета. Только в 2010 г. на эти цели выделено 15 млрд рублей, в т.ч. 2,2 млрд рублей – на охрану лесов от пожаров.
В целом, в стране в аренду передано около 13% лесных угодий, но остальные 1,5 млрд га находятся практически без охраны, без специального персонала по охране, поскольку леса не переданы юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, «они находятся в государственном фонде, но контроля там никакого нет».
Серьезную озабоченность вызывает проблема восстановления лесов после пожаров. «Это не значит, что государство должно взять на себя все затраты. Нужно подготовить финансовые и юридические механизмы, которые позволят и арендаторам, и региональным властям на соответствующем уровне выполнять задачи восстановления лесов».
При этом президент обратил серьезное внимание на экологическую культуру россиян и, прежде всего, молодежи. «Очень важная составляющая – это экологическое воспитание наших детей, подрастающего поколения». Почему бы не использовать опыт деятельности тех же школьных лесничеств? Необходимо активизировать и роль гражданского общества в сохранении лесов для решения проблем окружающей среды, где не последнюю роль приобретает учет общественного мнения при реализации различных проектов.
Сегодня очевидно, что «и действующая нормативная база, и степень организации, и уровень организации» во многом не годятся.

Сегодня важно, чтобы Рослесхоз обладал всеми правами, чтобы эта правительственная инициатива, поддержанная указом Президента РФ, была реализована полностью, чтобы было восстановлено единое и самостоятельное лесное ведомство, подчиненное на деле напрямую Правительству РФ.
Вместе с тем в сфере лесной отрасли очевидны и изъяны, связанные с неэффективной лесопромышленной деятельностью. Еще 18 декабря 2007 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ №895 образован Совет по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве РФ.
Какова же картина в ЛПК России? На его долю в 2009 г. приходилось 1,3% ВВП страны, 4,7% в объеме отгруженной продукции, 2,9% валютной выручки от экспорта. В лесопромышленном комплексе занято более 5,3% работающих в промышленности. Все эти цифры не так велики, хотя мы и занимаем первое место в мире по запасам леса – единственного ВОЗОБНОВЛЯЕМОГО ресурса! До сих пор не принята стратегия развития лесного комплекса правительством страны, и действует лишь совместный приказ символического характера Минпромторга и Минсельхоза об утверждении стратегии. А ведь она является концептуальной основой для развития всего лесопромышленного комплекса страны.
Вдумайтесь: при запасах древесины 81,4 млрд куб. м, 33% этого экспортного ручейка составляет лес-кругляк, что стране крайне невыгодно. Если в начале 1990-х годов расчетная лесосека использовалась на 50%, то сегодня эта цифра уменьшилась вдвое. Требуются поправки и в Лесной кодекс, и серьезный пересмотр лесохозяйственной деятельности, но это должно базироваться на стратегии развития ЛПК и действенной федеральной программы.
«Глубокая переработка леса – наша стратегическая цель», – заявил еще в 2009 г. на российско-финляндском лесном саммите председатель Правительства РФ Владимир Путин.
Пока же Россия по-прежнему занимает первое место в мире в экспорте кругляка, и поэтому правительственное решение о введении новых пошлин на его экспорт было нацелено на глубокую переработку лесоматериалов внутри страны. Но пока этого не произошло. По общей стоимости мы произвели лесной продукции в 8 раз меньше по сравнению с Китаем.
Одни только ресурсы древесного сырья и отходов для использования в качестве топлива в целом по стране составляют не менее 90 млн куб. м, и в перспективе Российская Федерация может стать одним из наиболее конкурентных экспортеров такого вида биотоплива как пеллеты. Тот же Китай является примером целенаправленной лесной политики. А ведь еще в 1990-е годы бывший СССР значительно опережал своих соседей по производству основных видов лесоматериалов. Что же сегодня? Лесной сектор в Китае составляет 4,8% ВВП против нашего 1,3%.
Не имея значительных запасов лесных ресурсов, Китай реализует программу по созданию плантаций быстрорастущих лесных пород. Если в 90-е годы они закладывали 1,99 млн га этих плантаций ежегодно, то с 2000 г. – по 4,06 млн га, а в 2008 г. эта цифра составила 4,77 млн га. По размеру лесных плантаций Китай занимает первое место в мире. Сегодня наши соседи – крупнейшие в мире производители листовых древесных материалов, включая фанеру и др. В настоящее время Китай значительно превосходит Россию по производству всех видов лесоматериалов. В РФ объем лесозаготовок составляет 91,2 млн куб. м, в Китае – 291,9 млн куб. м, по производству пиломатериалов соответственно 19 и 29,3 млн куб. м, по фанере – 2 и 36,2 млн куб. м, по ДСП – 4,6 и 11,5 млн куб. м, по ДВП – 2 и 29,1 млн куб. м, по бумаге и картону – 7,4 и 84 млн куб. м.
Не занимаясь серьезно промышленной политикой в сфере ЛПК, мы завтра можем остаться без одной из главных составляющих промышленного производства.
Нам нужна целенаправленная лесная политика, ориентированная на развитие лесного сектора и повышение его роли в экономике и экспорте, а наш лес должен стать важнейшим резервом отечественного долгосрочного инновационного развития и одним из главных слагаемых должного участия России в глобальной экономике.