|
Архив
№ 7-8 (109) - 2010
ТЕМА НОМЕРА:
Экология и природопользование
|
|
ДАВИ НА ГАЗ!
«Неважно, остывает она или нагревается, нам все равно нужно менять экологию планеты, нужно заниматься энергосберегающими технологиями, развивать «зеленую» энергетику, заниматься созданием альтернативных видов топлива». Дмитрий Медведев, выступление в телепрограмме «Итоги года с президентом России»
Начнем с простого. Автомобили на газовом топливе. Они давно уже не новинка в России, но настороженное отношение к ним не удалось перебороть до сих пор. Почему? Все преимущества – экологичность, дешевизна, экономичность, безопасность – разбиваются о косность нашего мышления. Российский водитель по-прежнему уверен – газовое питание опасно для машины, оно способно повредить двигатель, существенно снизить мощность, увеличить расход топлива. Что же здесь правда, а что – вымысел? Специалисты утверждают: ни одно из приведенных утверждений не верно. Опыт свидетельствует, что оснащенные газобаллонной аппаратурой автомобили менее пожаро- и взрывоопасны. Мощность двигателя, работающего на газе, снижается на 5%, но для ее восстановления достаточно установить угол опережения зажигания на 3–5° раньше номинального. Вы обращали внимание, что при работе на газовом топливе автомобиль дымит гораздо меньше, чем при работе на бензине? При применении газа более чем втрое уменьшается количество выбрасываемой окиси углерода, в 1,5 раза – содержание канцерогенных углеводородов, в 1,2 раза – концентрация окиси и двуокиси азота. Нет в газовом топливе и соединений свинца, также являющихся опасными канцерогенами. Межремонтный ресурс двигателя, который, кстати, не нуждается в серьезной переделке при переводе на газ, увеличивается в 1,5–2 раза, так же увеличивается и срок службы моторного масла. Расход его снижается на 10–15%. Уменьшается и шумность двигателя. Водитель забывает о таком понятии как детонация. Все это стоит того, чтобы смириться с увеличением массы автомобиля на 25–30 кг. А если заправить полный бак бензина и газовый баллон, это обеспечит пробег в 1000 км без дозаправок. Ну и экономия – газовое топливо дешевле высокооктанового бензина в два раза. Но пока в стране, обладающей самыми большими в мире запасами природного газа, автотранспорт потребляет его всего 330 млн. куб. м, что в три раза меньше, чем в 1990 г. С долей транспорта, работающего на нем, в 3% наша страна занимает 16-е место в мире, где спрос на газ уже вырос до 40 млрд куб. м. Пока же российский автопарк дает до 40% от общих промышленных выбросов в атмосферу в масштабах страны, а в мегаполисах – до 90%. Где же долгожданный закон об альтернативном топливе, где льготы, стимулирующие переход автомобилей на экологичное топливо и существующие во многих странах, где налоговые кредиты? Лишь отдельные регионы пока делают первые шаги по переводу автотранспорта на природный газ. А ведь переход автопарка страны на газовое топливо позволит сэкономить средства бюджетов всех уровней в два раза! Федеральная власть только начинает поворачиваться к проблеме лицом. В Совете Федерации создана рабочая группа по разработке проекта закона о моторном топливе совместно с Комитетом Госдумы по энергетике. Руководитель группы сенатор Б.-Ж. Жамбалнимбуев надеется уже до конца года представить проект этого федерального закона. Правда, проект другого закона – «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» – уже пятый год «дозревает» в недрах Госдумы. А ведь его принятие, как и принятие поправок к закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам эффективного использования нефтяного (попутного) газа», позволит создать нормативно-правовую базу для применения альтернативного топлива, экономии средств бюджетов, снижения вредных выбросов в атмосферу.
А теперь перейдем к более сложному. Авиация и газ. Совместимы ли они? Ответ: да, и очень хорошо. Об этом говорит международный перелет Аэробуса А340 авиакомпании Qatar Airways осенью прошлого года из Лондона в Доху. Шестичасовой коммерческий полет впервые был совершен на синтетическом топливе, произведенном из природного газа и смешанном в равных дозах с авиакеросином. Эта смесь обладает значительно меньшим уровнем вредных выбросов в атмосферу. С 2012 г. Катар планирует производить в год до 1 млн тонн такого топлива. А как все это относится к России? Напрямую. Ведь именно СССР был пионером в переходе авиации на газ. У нас были созданы первый в мире вертолет, использующий в качестве топлива газ, первый в мире самолет, совершивший пробный полет на газе, построен первый в мире газовый тепловоз. Увы, проблемы 90-х поставили крест на них, как и на многих других экологических проектах. Сегодня, когда растут цены на авиационное топливо, вопрос об использовании вместо него газа встает с новой силой. Официальных данных нет, но, учитывая мировые тенденции, разработка альтернативного топлива, видимо, ведется и у нас в стране. Так что надеемся в скором будущем увидеть российский заменитель традиционного авиакеросина. Что дает использование газа вместо керосина в авиации? Во-первых, в два раза уменьшается токсическое загрязнение атмосферы, что позволит отечественным машинам вписаться в ужесточившиеся европейские нормы и разгрузит экологию аэропортов и близлежащих территорий. Как и в случае с автомобилем, газовое топливо для авиации дешевле традиционного, оно не меняет летные характеристики самолета, не требует радикального изменения его конструкции, не влияет на моторесурс двигателей. Проведенные на земле и в воздухе параллельные сравнительные испытания самолетов с традиционным и с газовым топливным оборудованием полностью это подтверждают. Более того, в условиях низких температур характеристики работающих на газе лайнеров даже улучшаются. Ну и уж если совсем следовать в русле наших «лучших» традиций, газовое топливо имеет свою специфику – его невозможно разбавить чем-либо, в отличие от контрафактного бензина или авиатоплива. А это для российской действительности – немаловажно. В США для стимулирования газомоторной отрасли выделяется $15 млрд в год, из них немалая часть идет на экологические и энергосберегающие проекты. Российские регионы, как уже сказано выше, пока делают первые робкие попытки по стимулированию роста потребления альтернативного моторного топлива. Слово – за федеральной властью. А там уже от газового топлива – всего один шаг до экологически чистого биотоплива и электромобилей.
Алексей Андреев
|