Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 7-8 (109) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

Экология и природопользование


АНГЕЛ НАДЕЖДЫ


Есть в Минске на берегу Чижовского водохранилища замечательный парк, одно из любимых мест отдыха горожан. Расположен он на пересечении проспекта Рокоссовского с улицей Малинина. Это весьма символично. Дважды Герой Советcкого Союза маршал Константин Рокоссовский в 1944 г. – году освобождения Белоруссии от оккупантов – командовал 1-м Белорусским фронтом. А Михаил Малинин (впоследствии Герой Советского Союза, генерал армии) был у Рокоссовского, по его выражению, правой рукой. Так случилось, что в Минске у парка пересеклись не только улицы, названные в честь двух военачальников, но и жизненные пути этих людей.



Главная достопримечательность парка – родник. В центре большой чаши опустился на колени бронзовый ангел. С его ладоней с тихим журчанием стекает сверкающая на солнце хрустальная струйка воды. А на большой цветочной клумбе – мемориальный камень с надписью: «Парк назван в честь Грековой Надежды Григорьевны». Люди, не знающие ее историю, спрашивают, глядя на ангела: «Это она, Надежда?».
Судьба этой незаурядной во всех отношениях женщины неразрывно связана с судьбой нашего некогда единого Отечества и с ее родиной – Белоруссией. Надежда Грекова прошла большой путь: первая женщина – член правительства, заместитель премьера и глава правительственного кабинета, председатель парламента. От простой швеи до государственного деятеля высшего ранга в республике, ставшей членом ООН, – взлет невероятный! Но в этом была своя логика.
Она родилась в Минске в многодетной семье железнодорожного рабочего. Трудиться начала с 12 лет. После учебы в профтехшколе швейников работала на фабриках «Минская швея» и «Октябрь». Старательная труженица, активистка, она всю себя отдавала работе и общественным делам. А в то время инициативных работящих людей из «низов» поддерживали, помогали им расти во всех отношениях.
В 1933–1937 гг. Грекова возглавляла ЦК Союза работников швейной промышленности республики. Именно тогда были заложены традиции высокого качества белорусской швейной и трикотажной продукции, которыми она славится и по сей день. А уже в 1938 г. Надежда Григорьевна – первая в истории Белоруссии женщина – председатель Верховного Совета БССР. Она возглавляла парламент до 1947 г.
Это был важнейший исторический этап становления белорусской государственности: установление новых границ на западе, сложнейший период Великой Отечественной войны.
Эта незаурядная и умная женщина оставила глубокий след в истории республики и Отечества: в военные годы она не раз посещала оккупированную Белоруссию, вручая партизанам награды Родины. Добираться до нужных точек приходилось и через минные поля, и другие опасные участки.
Тогда Надежда Григорьевна работала в столице Татарии – Казани, куда из республики были эвакуированы крупные промышленные предприятия. В Казань вынуждены были выехать многие деятели науки, искусства и литературы. Необходимо было в кратчайшие сроки развернуть работу эвакуированных производств для нужд фронта и тыла, создать условия для жизни и работы научной и творческой интеллигенции. Но все мысли были обращены к родному краю: как помочь партизанам, подпольщикам, как быстрее освободить республику.
На одной из встреч с народным поэтом Янкой Купалой Грекова рассказала ему, что казанцы собрали для белорусских партизан 9 млн руб., на которые было изготовлено 4 тыс. пар валенок, 11 тыс. меховых шапок-ушанок, 2 тыс. ватников и ватных брюк, 7 тыс. меховых телогреек и рукавиц. Надежда Григорьева предложила в каждую посылку партизанам вложить стихи. Поэт очень обрадовался и выполнил ее просьбу – написал ставшее классикой стихотворение «Партизаны, партизаны, Белорусские сыны!».
С началом освобождения республики в 1943 г. Грекова утверждена в должности заместителя председателя Правительства БССР. В послевоенное время она была настолько популярна как государственный деятель и политик, что ее избирали депутатом Верховного Совета РСФСР, а затем и Верховного Совета СССР.
Весной 1944 г. боевые действия на территории республики еще продолжались, но командование 1-го Белорусского фронта и начальник тыла генерал Н.А. Антипенко уже приступили к оказанию помощи в восстановлении народного хозяйства освобожденных районов. Военный совет фронта выделил для них большое количество технического и медицинского имущества. В Белоруссию потянулись эшелоны со станками и техникой, строительными материалами и сырьем, продовольствием и медикаментами.
Тыловые части фронта оборудовали несколько райбольниц, детских домов и оказывали серьезную помощь колхозам, чтобы быстро залечить раны, нанесенные войной. А раны эти оказались настолько глубокими и болезненными, что дают о себе знать и через поколения. Ведь в годы оккупации погиб каждый четвертый житель республики.
Когда бойцы 65-й армии генерала П.И. Батова освободили местечко Озаричи Домановичского района Полесской области, было вскрыто одно из самых гнусных преступлений нацистов. Отступая под ударами Красной Армии, гитлеровцы оставили концлагерь, в котором содержались зараженные сыпным тифом старики, женщины и дети. Подступы к нему заминировали. Лагерь стоял на болоте, на участке, обнесенном колючей проволокой. Женщины, старики и дети находились в нечеловеческих условиях – на мерзлой земле, без крова, пищи и медицинской помощи. Пили болотную жижу, ели мох и кору деревьев. Люди умирали сотнями. Красноармейцы освободили и спасли от верной гибели более 33 тыс. человек. Среди них 15 213 детей в возрасте до 13 лет, в том числе 517 сирот, чьи родители были убиты или погибли в этом лагере.
Для установления полной картины зверств оккупантов была создана правительственная комиссия в составе председателя Верховного Совета БССР Н.Г. Грековой, заместителя председателя Совнаркома БССР К.В. Киселева и министра внутренних дел республики С.С. Бельченко. Комиссия установила, что гитлеровцы «умышленно инфицировали сыпным тифом узников с целью последующего заражения им красноармейцев и гражданского населения». Правительство БССР совместно с командованием 1-го Белорусского фронта приняло срочные действенные меры для спасения людей и предотвращения эпидемии сыпного тифа.
В районе расположения лагеря был установлен строжайший карантин и организована система пунктов дезинфекции и санобработки. Со вчерашними узниками работали врачи. Было выделено большое количество дезинфекционных средств, медикаментов, одежды, организовано лечение.
Комиссия работала настолько тщательно, скрупулезно собирая и анализируя факты о преступлениях гитлеровцев в Полесье, что советская сторона обвинения на Нюрнбергском процессе сделала ставку именно на эти материалы по 260 концлагерям на территории Белоруссии, собранные Грековой и ее коллегами.
Люди верили этой женщине. Она, в ту пору заместитель председателя республиканского правительства, проявила исключительную заботу о тех, кто пережил войну. Как их накормить, переселить из землянок, как наладить учебу в школах, обеспечить детей тетрадками, учебниками, книгами? Стараниями Надежды Григорьевны учебники раздобыли из республик, которые не побывали под пятой немецкой оккупации.
О том, как высоко оценивалась деятельность Грековой на ответственных государственных постах, говорят ее награды: два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, многочисленные медали и почетные грамоты.
Она была не только волевой, но и яркой, очень красивой женщиной. Мужчины, в том числе не обделенные властью и славой, не отводили от нее глаз. Со своим будущим мужем Надежда Грекова познакомилась на фронте, когда 1-й Белорусский освободил Гомель. В ту пору генерал-полковник Михаил Малинин возглавлял штаб этого фронта.
За его плечами – богатейшая ратная биография. На фронтах Великой Отечественной – с самых первых дней. В канун Московской битвы и во время ее – начальник штаба легендарной 16-й армии Западного фронта. Затем генерал М.С. Малинин вплоть до конца войны – начальник штаба фронтов: Брянского, Донского, Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского. Участвовал в разработке и проведении операций по разгрому немцев под Москвой, Сталинградом, Курском. А затем – в Белорусской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Его неоспоримая заслуга – обеспечение четкого управления войсками и их взаимодействием. Вклад Героя Советского Союза генерала армии Малинина в достижение Победы отмечен четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени, двумя орденами Кутузова 1-й степени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды, другими советскими и иностранными орденами и медалями.
Мужчиной Михаил Сергеевич был видным, представительным. А уж Надежда Григорьевна – первая красавица Белоруссии. Они как-то сразу приглянулись друг другу.
Сегодня в Москве проживают родные и близкие Грековой. Они и все те, кто ее знал, уважал и любил, соберутся в сентябре, чтобы почтить ее память. Среди них – сын Михаил и три дочери: Валентина, Лилия и Елена. Придут люди и к ангелу в минском парке ее имени. А в Минском историческом музее откроется экспозиция, посвященная Надежде Григорьевне. Повод будет особый: она родилась сто лет назад, 17 сентября 1910 года…

Владимир Рощин, Михаил Синькевич