Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 7-8 (109) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

Экология и природопользование


ACHTUNG: ШЕЛЬФОВАЯ НЕФТЕДОБЫЧА


Шельф и нефть. Судя по тому, какими темпами уменьшаются запасы углеводородов на суше, эти слова скоро станут чуть ли не синонимами. Но на пути морской нефтедобычи множество трудностей. Одни связаны с возможными нарушениями сложившихся экосистем, другие – как авария в Мексиканском заливе – с нанесением природе непоправимого ущерба. И все же мы от добычи нефти на шельфе никуда не уйдем
в ближайшие десятилетия.
С чем придется столкнуться при этом государству и обществу, рассказал руководитель программы Всемирного фонда дикой природы по экологической политике нефтегазового сектора Алексей КНИЖНИКОВ.



Книжников– Сегодня объемы шельфовой нефтедобычи в РФ малы в сравнении с материковой. Но к 2020 г. они, по данным экспертов, достигнут в стране 15%. Какие меры, по вашему мнению, необходимо предпринять властям, нефтедобывающим компаниям, общественности, чтобы максимально сократить негативное влияние шельфовой нефтедобычи на окружающую среду?

– Да, шельфовая добыча в России не так масштабна, как в других странах, но она есть на Каспии, Балтике, Сахалине, прорабатываются вопросы нефтедобычи в северных морях. Проблемы как при добыче нефти с шельфа, так и ее морской транспортировке есть. Вспомним хотя бы аварию танкера в Керченском проливе в 2007 г. Именно тогда мы подняли вопрос о недостаточности системы экологической безопасности, предложив правительству принять закон о предотвращении загрязнения морей нефтью. Мы даже разработали концепцию этого закона в 2009 г., передав ее заинтересованным сторонам. Но только авария в Мексиканском заливе сдвинула этот вопрос с мертвой точки.
В июне на встрече «двадцатки» президент Медведев высказал инициативу РФ по предотвращению подобных аварий на шельфе. Было предложено создать международный регулирующий орган, который бы решал вопросы технологической безопасности и финансирования работ по устранению последствий нанесенного природе ущерба. В качестве жеста доброй воли Россия обязалась принять закон, нормирующий шельфовую добычу. Уже в июле состоялось заседание рабочей группы при профильном комитете Госдумы по его разработке. Думаю, к осени законопроект будет внесен в Думу на рассмотрение. С его принятием должны начаться реальные сдвиги в области обеспечения экологической безопасности.

Из концепции проекта федерального закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения»:
«Основная идея закона заключается во внедрении принципов: 1) «предосторожности и предотвращения» (т.е. превалирования предупреждения «нефтяных» аварий и катастроф, эксплуатационного загрязнения морской среды, экологического вреда и экономического ущерба над возмещением и компенсацией); 2) «общественного интереса» (т.е. превалирования сочетания интересов групп населения и отраслей экономики над индивидуальным интересом одной группы или отрасли).
Целями закона являются: предотвращение загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами, и, следовательно, – экологического вреда и экономического ущерба, а в случае их причинения – минимизация, полное возмещение и максимальная компенсация».

Еще одна важная для России тема – разливы нефти в ледовых условиях. Сегодняшние возможности госструктур и нефтедобытчиков позволяют эффективно реагировать на подобные явления. Причем, касается это не только России. И пока адекватные средства реагирования на разлив нефти в ледовых условиях не будут разработаны, развитие добычи нефти на нашем северном шельфе должно быть, как минимум, приостановлено. Эта наша позиция уже представлена в рамках рабочей группы Арктического совета в июне 2010 г. Официальной реакции наших властей пока нет за исключением того, что в готовящемся законопроекте предотвращению загрязнения морей в ледовых условиях будет посвящен отдельный раздел.
Еще одна проблема при освоении нефтяных месторождений на шельфе – сохранение ключевых мест обитания редких видов. Пример – сохранение западно-тихоокеанской популяции серого кита при освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. Этот вид, некогда даже считавшийся истребленным, сегодня насчитывает всего около 130 особей и занесен в Красную книгу РФ. В результате реализации программы по минимизации проектов «Сахалин-1 и -2» угрозы этой популяции снижены.
Сейчас с подобной проблемой мы столкнулись в юго-восточной части Баренцева моря, где есть уникальная и совершенно неисследованная популяция атлантического моржа – также «краснокнижный» вид. Проекты нефтеразведки и нефтедобычи могут нанести непоправимый вред его ключевым местообитаниям. Пока не будут закончены серьезные научные исследования по изучению биологии и экологии этого вида, которые займут не один год, двигаться дальше опасно, если не преступно.
Аналогичные проблемы и при освоении Штокмановского месторождения – там отсутствуют данные по многим направлениям, которые должны быть учтены при разработке такого ключевого документа как оценка воздействия на окружающую среду. Пока компания «Штокман девелопмент» ответственно относится к этому вопросу, по возможности организовывая исследовательские работы, понимая, что белые пятна должны быть заполнены.
Северное море, где ведется активная нефтедобыча нашими северными соседями, можно привести в пример как регион, где были изначально предприняты серьезные правовые меры по обеспечению экологической безопасности, проведены многочисленные исследования, приняты нормативные требования, позволившие минимизировать ущерб экологии.

– Какие уроки должна извлечь Россия из аварии на платформе ВР в Мексиканском заливе?

– Основной урок – и наши министерства, и законодатели под прессом президентского давления стали очень серьезно относиться к возможности аварий на шельфе. Изменения начались и в США как наиболее пострадавшей стране. При колоссальных – финансовых, технических, людских – средствах реагирования не было возможности ни локализовать утечку, ни очистить акваторию. Самый решительный шаг американского президента – введение 6-месячного моратория на морскую добычу нефти. Понимание проблем безопасности страны взяло верх над возможностью экономических потерь.
В США образована комиссия, которая до конца года сделает все выводы из аварии, выработает универсальные рекомендации по недопущению подобных случаев, определит меры борьбы с мощными разливами нефти. Международному сообществу, в том числе России, важно дождаться ее выводов, проанализировать их и внести в свои планы рекомендованные изменения. А уж для такого специфичного региона как Арктика необходимо наличие координирующего органа, всеобъемлющей конвенции, определение стандартов, которые бы обеспечили единые «правила игры» и общие действия стран региона в случае масштабного разлива нефтепродуктов.

– Проблема очистки и использования попутных газов за все время существования добычи нефти в стране так и не решена – до трети их сжигается. Чья в этом вина – государства или бизнеса? Есть ли решение проблемы, и если есть, то почему в России оно не реализуется должным образом?

– Сжигание нефтяного попутного газа (НПГ) – чудовищная экономическая и экологическая расточительность. Президент в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. сказал: «Вопиющим фактом, примером неэффективного использования энергоресурсов остается сжигание попутного газа. Загрязняется окружающая среда, и десятки миллиардов рублей превращаются в дым. Действовать нужно решительно и быстро и никаких отговорок от добывающих компаний не принимать».
Вина в том, что проблема эта до сих пор не решена, в разной степени лежит на всех. Во-первых, у нас исторически сложилось, что газ этот жгли, жертвуя в угоду ускоренному экономическому развитию экологическими последствиями. Советские заниженные требования пока не изжиты. Другой пример «советского наследия» – плохое обустройство нефтяных промыслов тех лет, качество материалов и оборудования не позволяют предотвратить масштабные разливы нефти до сих пор.
Общественности удалось привлечь внимание, в том числе президента, к проблеме сжигания НПГ на факелах как к самому варварскому проявлению экологической безответственности. В ноябре Д. Медведев выступил с обращением к правительству и парламентариям с требованием, чтобы к 2012 г. утилизация попутного газа у нас достигла среднемировых стандартов – 95%. (Хотя уже сегодня есть страны, где она достигает 100%). Заветный 95-процентный рубеж Россия пытается взять давно, но правительство, сначала поставив его как задачу, сроки выполнения все время отодвигает. Сегодня властям нужно понять, что общественность будет внимательно следить за четким выполнением требований президента.
Технологически эта проблема решаема – есть масса вариантов переработки попутного газа даже без поставки его в транспортную систему Газпрома. Можно перерабатывать его на химическое сырье, вырабатывать электроэнергию. Все это наши нефтяные компании умеют. Единственное, чего не хватает, – это государственной поддержки и серьезных инвестиций. Недавно принято важное решение – для решения проблем утилизации попутных газов можно использовать «климатические деньги» в рамках механизмов Киотского протокола. Это один из примеров экономической поддержки, которая координируется Минэкономразвития и Сбербанком, политических требований со стороны руководства страны в области экологии и энергосбережения.

Беседовал Андрей Латышев