Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 7-8 (109) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

Экология и природопользование


АНОМАЛИИ АВГУСТА




НовиковГорим! Уже почти привыкли: если не горим, то замерзаем, тонем, рушимся, падаем. Но особенно страшно то, что к «экстриму» уже привыкли. Ставшие уже регулярными трагедии нас по-прежнему ничему не учат. В стране, к сожалению, «аномалия» во всем – и в нравственности, и в экономике, и в обыденной жизни. На нашу бесхозяйственность наложились и аномалии природы, породив практически катастрофическую ситуацию. Можно было бы продолжать надувать щеки, но они, к сожалению, уже сдуты, как шарики с прошлогоднего праздника. Речь не только о пожарах, о которых чуть ниже. Речь о самой среде обитания в стране.
В России ежегодно число пострадавших от различного рода чрезвычайных ситуаций – сотни тысяч человек. Погибает – до 70 тыс., практически население небольшого города. Во многом это связано с неэффективностью госуправления. Сам председатель правительства заявил, что в 2009 г. впустую потрачено 415 млрд руб., а доля неэффективных расходов в структуре расходов на содержание госаппарата составила 83 млрд руб.! «Магия» расходования завораживает своей масштабностью. Гигантомания продолжается!
Даже через два года падения, стагнации, временных оживлений, провозглашаемой стабильности – перспективы отечественной экономики непонятны. Слов по-прежнему много, практических действий и предложений – мало. Подавляющее большинство граждан не верит в завершение экономического кризиса. Выход из него заметили лишь 25% россиян, углубления его ожидают 24% (данные июльского опроса Левада-центра). Более половины (53%) заявили, что кризис серьезным образом сказался на положении их семей. Горящее лето только добавило пессимизма, подорвав и без того невеликое доверие к власти.
Наиболее ощутимо несоответствие слов реальным делам в области экологии. Экологический подход оставляет желать лучшего: во имя кратковременной рыночной выгоды губится многое… Экологических организаций много, шума много, слово «экология» звучит часто: экологические культура, образование, экспертиза, мониторинг… А среда обитания все хуже. Фактически природоохранной политики, как это ни прискорбно, в стране нет, о чем говорил экс-министр экологии В. Данилов-Данильян («НВ» №9, 2008).
Отсутствие нормальной среды обитания касается каждого. Совершенно правомерно, что россияне не видят улучшений в области экологии. 46% опрошенных ВЦИОМом в конце июля заявили об ухудшении экологии в месте своего проживания. Причем, загазованность воздуха – на первом месте среди прочих проблем (60%).
Со всей очевидностью это проявилось в горящем августе, когда москвичи один на один остались с невиданным доселе смогом. И еще неизвестно, каковы будут последствия этого для их здоровья. Ясно одно – лучше оно не станет… К сожалению, борьба за выживание в Центральной России стала делом рук самих выживающих. События августа показали беззащитность человека перед стихией и равнодушием чиновников. Полная «безнадега»: велика Россия, а обратиться некуда…
В то же время борьба с пожарами выявила и элементы самоорганизации людей, когда они объединялись, чтобы общими силами дать отпор беде. Что ни в коей мере не снижает ответственности власти, показавшей явную неготовность к борьбе со стихией. «Это не работа…», – сказал недавно президент Медведев. И это оценка деятельности многих и многих во власти.
Статистика борьбы с пожарами и трагической гибели в них простых людей по сравнению с развитыми странами у нас просто ужасающая, что тоже говорит об аномалии. Аномалии, коснувшейся каждого россиянина.
По-прежнему мы живем одним днем. Несмотря на объявленную ревизию бюджетных расходов и новые подходы к бюджетной политике, все чаще граждане высказывают недовольство тем, как используются собранные с них налоги. Лишь 12% россиян считают, что государство им подотчетно и у них есть возможность влиять на власть. То есть, люди не видят связи между уплаченными ими налогами и эффективным управлением страной. Опять аномалия…
Кто несет ответственность за пожары в стране, кроме матушки-природы? Вопрос упирается в первооснову – как государство по существу утратило контроль за своим стратегическим ресурсом – лесом? Как и почему был принят Лесной кодекс, против которого возражали специалисты? Кто виноват? Говоря словами Райкина: «Кто шил костюм?». Причем вопрос этот относится и к «отцам» Лесного кодекса, и к тем, кто вздувает, прикрываясь засухой, цены на продукты, и к тем, кто эту ценовую разнузданность поощряет.
Нужно по-новому ставить вопрос об экологии – экологии сознания, экологии души, экологии человека. Нам только предстоит перейти к экономической практике в соответствии с экологическими требованиями ПО СУЩЕСТВУ. Нам нужна экологическая политика как предвидение нашего будущего. Нам нужно жить не по пиаровским технологиям, а по законам, отражающим потребности общества, устранив вездесущих «временщиков».
Иначе «большие пожары» заполыхают не только в наших лесах…

Александр Новиков