Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 6 (108) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ НАША ДЕРЖАВА


ОСНОВА НОВОГО МИРОПОРЯДКА


Интервью директора Департамента международных организаций МИД России Геннадия ГАТИЛОВА



– 26 июня отмечается 65 лет со дня подписания Устава ООН. Как долго и в каких условиях готовился этот документ?

– Надо сказать, события на этом направлении развивались достаточно быстро. Причем импульс был придан драматическим ходом мировой войны.
Начало разработке всеобщей организации безопасности положила Декларация правительства СССР, представленная на Межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г. В ней впервые была сформулирована задача определения путей послевоенного устройства мира и высказана глубокая убежденность в том, что в результате полной и окончательной победы над гитлеризмом (а уже тогда, в самые трудные дни, в этом не было никаких сомнений) будет заложена основа послевоенной жизни народов, основанной на принципах международного сотрудничества и дружбы.
Вслед за этим, 1 января 1942 г., в Вашингтоне представителями 26 государств, в том числе и СССР, была подписана Декларация Объединенных Наций. Позднее по предложению президента США Ф.Д. Рузвельта это название и было дано будущей международной организации безопасности. Практические шаги по ее созданию были предприняты в 1943 г. на конференциях в Москве и Тегеране и в 1944 г. – в Думбартон-Оксе (США). Ялтинская конференция в феврале 1945 г. завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и формирования механизма коллективной безопасности новой эпохи международных отношений.
26 апреля 1945 г. в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций, на которой присутствовало свыше 850 делегатов от 50 государств мира.

– Каковы, на ваш взгляд, основные положения Устава ООН, которые вырабатывались в ходе дискуссий? Как действуют механизмы организации?

– Важнейшими, пожалуй, являются принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, обязательство разрешать все споры только мирными средствами, неприменение силы или угрозы применения силы в международных отношениях и принцип особой ответственности великих держав за сохранение и упрочение мира.
На конференции в Сан-Франциско был заложен фундамент всей Организации: учреждены главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Определились основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его состав на тот период верно отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в этом органе были предоставлены СССР, США, Великобритании, Китаю и Франции, что придавало решениям этого органа необходимый авторитет. Изначально СБ не был громоздким по составу, что, несомненно, повышало оперативность его работы. В связи с бурным процессом деколонизации 1960-х гг. и появлением на политической карте мира большого числа новых государств в 1965 г. состав Совета Безопасности был увеличен с 11 до 15 членов. Таким он остается и по сей день.
Важная особенность статуса Совета Безопасности: он стал постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения в области поддержания мира и безопасности.
На конференции был согласован важнейший вопрос о порядке принятия решений Советом Безопасности. Острая борьба разгорелась по поводу процедуры голосования. После долгих дискуссий была достигнута договоренность о том, что решения в СБ ООН по всем вопросам, за исключением процедурных, должны приниматься голосами семи членов Совета (с 1965 г. – девяти), включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета. Причем сторона, участвующая в споре, должна воздерживаться от голосования. Формула о единогласии пяти постоянных членов, их праве вето, последовательно отстаивавшаяся Советским Союзом, в конечном итоге легла в основу деятельности Совета. Принцип вето обязывал великие державы по всем рассматриваемым в СБ ООН вопросам находить такие решения, которые обеспечивали бы эффективное поддержание мира. Правильность этого подхода впоследствии была подтверждена последующим опытом ООН.
26 июня 1945 г. Устав ООН был подписан. Тем самым была закончена выработка поистине исторического документа, регулирующего межгосударственные отношения уже на протяжении 65 лет. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945 г., когда на хранение правительству США была сдана 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН.

– В чем состоит историческая роль и значение Устава ООН?

– Значение Устава ООН трудно переоценить. Прежде всего, это единственный международный документ, налагающий четкие и определенные обязательства на все государства мира, образующий своеобразный фундамент мирового правопорядка, международной законности и справедливости. В рамках ООН было разработано и заключено свыше 500 различных многосторонних соглашений и договоров, многие из которых имеют фундаментальное значение для развития широкого международного сотрудничества (Договор о нераспространении ядерного оружия, Международные пакты о правах человека, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и др.). На основе Устава ООН возникла и продолжает действовать и развиваться обширная система послевоенных соглашений, регулирующих отношения государств в самых различных областях деятельности.
Одна из характерных черт Устава ООН в том, что он не сводит обеспечение международной безопасности только к военно-политическим аспектам. Достижение этой цели напрямую обусловлено необходимостью реализации комплекса задач в экономической, правовой и гуманитарной сферах.
Важно, что в Уставе ООН говорится о том, что, когда обязательства государств по Уставу вступают в противоречие с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

– Вот уже 65 лет всемирная организация живет по «старым» правилам. Не пора ли их изменить?

– Конечно, адаптация и обновление ООН необходимы, и этого никто не оспаривает. Ведь за более чем полвека серьезно изменился политико-географический ландшафт мира. Структура и функции ООН в период ее становления формировались в принципиально иной международной обстановке, однако если брать в целом, время подтвердило правильность сделанного выбора. В последние годы отмечается объективное повышение роли многосторонней дипломатии, международных институтов и механизмов в мировой политике и экономике. И это понятно, поскольку усилилась взаимозависимость государств, растет их понимание важности действовать совместно.
Инструменты ООН сегодня не только востребованы, но, как показывает практика, порой просто незаменимы. Поэтому если говорить о преобразованиях, то осуществляться они должны при непременном условии сохранения незыблемости основных положений Устава ООН, выдержавших испытание временем.
Взять, к примеру, такую важнейшую сферу как урегулирование региональных конфликтов. Согласованные международные меры под эгидой ООН, осуществлявшиеся в ответ на целый ряд острых кризисов – от Афганистана и Восточного Тимора до Африки, – оказались в целом успешными благодаря уникальной способности организации сочетать широкий политический подход с конкретной деятельностью в области поддержания мира и безопасности, оказанием гуманитарной помощи, усилиями по постконфликтному восстановлению. В этих целях привлекаются не только собственные ресурсы ООН, но и ресурсы международных финансовых организаций, а также региональных и субрегиональных структур.
Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, наркотрафик, оргпреступность, распространение ОМУ и средств его доставки, бедность, продовольственный кризис, нелегальная миграция, энергетическая и финансовая нестабильность) носят глобальный характер и требуют адекватного и справедливого ответа со стороны всего международного сообщества. В последнее время существенно возросла роль экологического фактора, все более актуальной становится проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями.
Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, учитывающей взаимосвязь проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека. Сегодня для всех очевидно, что с этими проблемами и вызовами невозможно совладать в одиночку. Неоспоримым преимуществом ООН в глазах мирового сообщества продолжает оставаться то, что она воспринимается как форум, объединяющий практически все государства и действующий в их интересах.
Перешагнув свой 65-летний рубеж, организация продолжает оставаться реальным центром согласования позиций мирового сообщества в борьбе с нынешними и будущими угрозами. Другой альтернативы нет.