Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 6 (108) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ НАША ДЕРЖАВА


АКТУАЛЬНА ЛИ ДЕРЖАВНОСТЬ РОССИИ?


Виктор Ильин, доктор философских наук, профессор МГУ



Державность – субстанция государственной народности; как государственная народность она есть властно выраженная солидаризация народа.
Актуальность крепкой державности на текущем этапе социально-исторической эволюции России обусловливается следующими причинами:

1. Российская идентичность и способы ее воспроизведения в проведении и отстаивании национальных интересов конституируются не панславизмом, не православием, не либерализмом, не консерватизмом, а государственностью, обеспечивающей фактическое выражение русской идеи как программы странового величия России.

2. Реальная геополитическая роль России в мировом сообществе неотделима от ее самодостаточности, самостоятельно-независимого положения, подкрепляемого силой. Цивилизационный колосс Россия не может быть ни поглощена, ни интегрирована в какую-либо национально-региональную структуру. Она – неотъемлемая, но автономная составляющая мирового сообщества. «Государственность, следовательно, – инструмент доведения национального до высших пределов развития, посредством чего осуществляется наилучшее служение и всемирной цивилизации» (К. Леонтьев).

3. Противостоя этническому сепаратизму, национализму, изоляционизму, стимулируя интеграционный процесс, государственность выступает гарантом целостности, внутренней устойчивости России. Россия – надэтническое образование, опекающее менее продвинутые в цивилизационном плане малочисленные народы. Окраинные, рассыпанные по российской периферии этносы, национальные группы социально неконкурентоспособны. Последнее подтверждает исторический и современный опыт, высвечивающий тот примечательный факт, что всякое ослабление связей с Россией национальных окраин влечет их неминуемую деградацию (падение уровня жизни, вырождение культуры, самоистребление).

4. Переход от индустриализма к экологизму (природовосстановительный фазис производительной деятельности), немыслимый без усиления центрального планирования, ужесточения контроля над использованием ресурсов, ограничения рыночной саморегуляции (консервация угодий, запасов), налаживания природоохранных мер, зиждется на активизации трезвых механизмов государственности.

5. Вынося расовое, этническое, конфессиональное за скобки и требуя самоопределения не по национальному, но по патриотическому признаку, государственность сплачивает. Примат идеи гражданства над идеей национальности – это то, что нам нужно. В условиях демонтажа имперских структур, демпфирующих эгоистически-этническое, во избежание этноцентризма, этнофобии (дискриминация национальных меньшинств, сепаратно-националистическая консолидация, межнациональные конфликты, монополизация этническими кланами кластеров народного хозяйства), противопоставления русских нерусским, достичь политической сбалансированности, социальной стабильности, противостоять националистически дезорганизующей автаркии способна лишь ответственная государственность. Не древнеязыческая абсолютистская, которая по Н. Бердяеву, перекочевала в Россию из второго Рима и тут развернулась с небывалой для новых времен силой, а народно-демократическая.

Всегда в нашей истории государство было всем. Абсолютистское, этатистское, отвлеченное, самодовлеющее начало отравляло кровь русского народа – все оказывалось дозволенным во имя государственного величия России, именно государственного, а не духовно-национального; народ приносился в жертву империализму. Государство же должно быть надежно ограниченным, не абсолютным – частичным. Задача здравой дальновидной государственности – макрорегулирование с поощрением инициативы на микроуровне. Печальные гипертрофии российской государственности – унитаризм, бюрократизм, отмирание гражданских структур. (Показательно наблюдение Гоголя: «Знаете, на таможне: обрадовался – вот Отечество. Но первая фраза, которую услышал на русском языке, было слово одного… чиновника другому: чин чина почитай».)
Преодоление этих гипертрофий – в обмирщении, огражданствлении государства, предполагающем новый регламент устроения жизни на базе

  • федерализма: властно-вертикальный тип связей с признанием за территориями – населенными людьми пространствами – права представительства разных способов производства и шире, больше, глубже – способов человеческой жизнедеятельности, которую недопустимо силой или ненасильственно сводить к единому основанию;
  • юридизма: правовые гарантии достойного, либерально организованного существования.

В этом – залог поддержания мира в пределах Евразийского экзистенциального пространства, платформа заинтересованного межрегионального и межличностного взаимодействия без ложной дилеммы «империя – демократия».
«Бытие государства есть факт мистического порядка», – утверждал Бердяев. Мистичность государства от самодостаточности: будучи креатурой человека, оно противостоит ему в актах самореализации.
Демистифицировать государство – означает лишить его инженерных функций: обслуживания целого безотносительно к личности. Мир покидает эпоху этатизма, показателем чего является выстраданное Россией убеждение, что не может быть суверенитета государства в отношении народной, человеческой идеи.