Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 6 (108) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ НАША ДЕРЖАВА


ТАК ПОБЕДИМ!


На вопросы журнала отвечает председатель Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей ВОЛКОВ



– Каковы, на ваш взгляд, причины того, что коррупция в нашей стране, несмотря на принимаемые властями меры, только растет?

– Существуют разные мнения о том, что является главной причиной коррупции. Вместе с тем каждое из них не бесспорно. Закон о противодействии коррупции не случайно определяет коррупцию как социально-юридическое явление.
Первопричины коррупции в социальном плане мы можем увидеть в совокупности фактов, событий и процессов общественной жизни, внешнее выражение которых мы считаем коррупцией. В юридическом аспекте коррупции способствуют пробелы правового регулирования и недостатки нормативно-правовых актов, которые содержат непроработанные или, прямо скажем, коррупциогенные нормы, применение которых способствует коррупции.
Вместе с тем оценить реальные масштабы и объемы коррупции крайне затруднительно. Статистика МВД России и Генпрокуратуры говорит о том, что выявляемость коррупционных преступлений стала выше. Однако статистика обвинительных приговоров в отношении коррупционеров по-прежнему свидетельствует о том, что количество подобных судебных решений слабо соотносится с количеством выявляемых фактов коррупции. Практически не применяется конфискация имущества в отношении полученных в результате коррупции собственности и денежных средств.
Ответить на вопрос, является ли количество выявляемых фактов коррупции и количество возбужденных уголовных дел работой на показатель или реальной работой на результат, достаточно сложно. Ведь та же статистика свидетельствует о том, что правоохранительные органы поражены коррупцией не меньше, чем другие государственные органы.
Своей точки зрения придерживаются институты общественности, ученые, аналитики и средства массовой информации, акцентируя внимание на тех сферах, которые имеют, на их взгляд, первостепенное значение. Правда, таким образом, у каждого своя, и причины роста коррупции каждый видит те, которые ему более понятны, нужны или интересны. Однако факт остается фактом – уровень коррупции не снижается.

– Смогут ли план по борьбе с коррупцией и антикоррупционная стратегия президента изменить положение вещей?

– Ответ на этот вопрос один – безусловно, смогут. Следует отметить, что работа в плановом порядке проводится и в части законодательного и нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции достаточно успешно реализуется.
Необходимо напомнить, что плановый, комплексный и системный подходы к законодательному обеспечению противодействию коррупции себя успешно оправдали. Ведь именно в плановом порядке ратифицированы важнейшие международные правовые акты – Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, президентом Российской Федерации образован Совет при президенте по противодействию коррупции, утверждаются национальные стратегические и плановые документы. В том же порядке приняты закон о противодействии коррупции и закон об антикоррупционной экспертизе, внесены системные изменения антикоррупционного характера в целый ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в потенциально коррупционных сферах. Аналогичную картину мы видим в регионах.
Национальный антикоррупционный план предусматривает проработку в ближайшем будущем вопроса о присоединении России к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Ее ратификация может способствовать успешной реализации в законодательстве Российской Федерации опыта ведущих стран, который затруднительно применить в национальном уголовном законе.
Другой вопрос в том, что требования антикоррупционного законодательства в нашей стране необходимо соблюдать и нести ответственность за их несоблюдение. В противном случае положительного результата можно не ждать. Имеющаяся практика свидетельствует, что основной проблемой становится не отсутствие нормативно-правовой базы, а упущения в работе контролирующих, надзорных и других ответственных органов, которые явно недорабатывают, где порой приходят на работу с одной мыслью: как обогатиться. В этом – кадровая работа на всех уровнях.

– Как вы оцениваете состояние гражданского общества в Российской Федерации и его готовность противостоять коррупции?

– Гражданское общество, подобное тому, которое сложилось в ведущих странах, у нас еще не сформировалось. Не развиты независимые средства массовой информации. На сегодняшний день общественные институты в подавляющем большинстве решают свои локальные задачи, преследуя свои или действуя в интересах и целях тех лиц, которыми такие общественные институты создаются. Независимость СМИ при этом выражается не столько в их стремлении показать положение вещей объективно, сколько в определенной гарантии обеспечения интересов любого заказчика информации в удобном ему виде.
На этом фоне в регионах органы власти практически закрыты для гражданского общества, что, с одной стороны, является защитой от попыток вмешаться в их работу со стороны преследующих свою субъективно законную цель представителей общественности, а с другой – ведет к утрате границ невмешательства одной ветви власти в сферу деятельности другой. Тем самым нарушается принцип разделения властей, возникают сферы конфронтации институтов власти и общественности.
Однако оценить готовность гражданского общества противостоять коррупции можно, проанализировав практику участия граждан и организаций в работе по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, проводимой на основании правил и методики, утвержденных Правительством РФ.
Следует отметить, что в экспертный совет Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции также входят представители общественности, аккредитованные Министерством юстиции на проведение таких экспертиз, и  результаты их работы в этом направлении можно оценить как положительные.

– Каковы практические результаты работы возглавляемой вами Комиссии за 2009 год?

– Комиссия Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции, безусловно, ориентирована на участие в реализации национальных плановых и стратегических мер по противодействию коррупции. Вместе с тем при формировании планов работы Комиссии особое значение придается положениям ежегодных Посланий президента РФ Федеральному Собранию, затрагивающим соответствующие проблемы.
В соответствии с положением о Комиссии, она подотчетна Госдуме и по итогам своей работы за год обязана отчитаться перед нижней палатой парламента. Отчеты Комиссии, результаты проведенных ею экспертиз законопроектов и некоторые другие документы, принятые по результатам рассмотрения особо значимых вопросов в течение года, открыты и доступны всем заинтересованным лицам на информационном ресурсе Комиссии в Интернете либо на официальном сайте Госдумы.
В 2010 г. Комиссией проведен целый ряд заседаний по вопросам о проблемах и перспективах законодательного обеспечения противодействия коррупции при реализации тарифной политики Российской Федерации; рассмотрены вопросы совершенствования закона в целях обеспечения надлежащего контроля над исполнением бюджета и расходованием бюджетных средств на различных уровнях; проработан вопрос об использовании Госдумой опыта Министерства юстиции РФ по проведению антикоррупционных экспертиз законопроектов. На выездных заседаниях Комиссии рассмотрены вопросы о мерах антикоррупционного характера, принимаемых органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний, а также правительством Московской области, при подготовке к которым проделана серьезная работа по выявлению коррупциогенных факторов в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и некоторых нормативно-правовых актах, регламентирующих правоотношения государственных органов и институтов общественности в Московской области.
Комиссией подготовлен рабочий вариант проекта федерального закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, обсуждение которого должно состояться в июне текущего года.
При этом Комиссия уделяет должное внимание реализации своих рекомендаций по различным направлениям законодательного обеспечения противодействия коррупции, в связи с чем решения, принимаемые на основании ее предложений, в обязательном порядке подвергаются анализу и оценке.
В планах Комиссии в период осенней сессии Госдумы провести выездные заседания в Следственном комитете при Прокуратуре РФ и в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков по вопросам о мерах по противодействию коррупции, принимаемых в этих ведомствах. Осенью Комиссия планирует провести парламентские слушания по вопросам о практике применения и перспективах совершенствования федерального и регионального антикоррупционного законодательства. При подготовке к ним будет учтено большинство выводов, к которым Комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции пришла за три года своей работы. Комиссия уже обратилась к целому ряду комитетов Госдумы по вопросу о проведении этих парламентских слушаний в формате совместного парламентского мероприятия, и есть все основания полагать, что эта инициатива Комиссии будет поддержана.