Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 6 (108) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ НАША ДЕРЖАВА


БОЛЬШАЯ СТРАНА - БОЛЬШАЯ КОРРУПЦИЯ


«В ком есть и совесть, и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой нужде бы ни был он;
А вору дай хоть миллион –
Он воровать не перестанет».
И. Крылов, «Крестьянин и лисица»

Ежегодный отчет Transparency International в ноябре 2009 г. показал резкое ухудшение положения дел с коррупцией в России. Страна, входящая в «большую восьмерку» и в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), выдала просто катастрофичный результат: 146-е место из 180. Настолько катастрофичный, что коррупция, оборот денег в которой уже сопоставим с госбюджетом, признана нашим президентом «одной из системных угроз безопасности Российской Федерации».
Как итог тотальной коррупции – снижение России в рейтинге самых привлекательных для ведения бизнеса стран за год на 41 пункт…
То, что по-старому жить больше нельзя, сегодня понимают в России все, говорят многие, но вот реально жить по-новому не начал пока никто. И не потому что боится выглядеть «белой вороной» на фоне «успешных коррупционеров», а просто пока не знает как. Показать путь к выходу из коррупционного туннеля решил президент Дмитрий Медведев…



Через две недели после инаугурации новый глава государства подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ. Национальный план противодействия коррупции был утвержден Дмитрием Медведевым через два месяца после вступления в должность президента. Почти через два года после этого, в апреле 2010 г., видя низкую эффективность Плана, президент был вынужден выпустить новый, более действенный документ, который бы позволил отбросить сомнения в серьезности его намерений.
Главой государства был подписан указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы». Наряду с обязательными пафосно-красивыми фразами Стратегии о «коренном переломе общественного сознания, формировании в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции», «усилении надзора» и «обеспечении контроля», План содержит пункты о конкретных сроках исполнения и параметрах ожидаемых результатов. Внимание обращено как на федеральные и региональные, так и на отраслевые мероприятия по борьбе с этим уродливым явлением. Главным борцом с коррупцией определен руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин.
Всем сестрам роздано по серьгам – министерства (силовые и не очень) получили конкретные задания с конкретным сроком их исполнения. И если гнев президента по поводу низкой исполнительности высших чиновников (на специальном совещании в марте, посвященном контролю за исполнением поручений главы государства) возымел какое-либо действие, то в 2010–2011 гг. есть основания полагать, что План этот все-таки начнет претворяться в жизнь и давать реальные результаты.
У нас много говорят, что коррупция была в Российской империи, процветала в СССР, и, мол, куда от нее деться в нынешней России. Однако масштабы нынешнего мздоимства просто не идут ни в какое сравнение с тем, что было раньше.
В последние десятилетия существования СССР действовала довольно эффективная система борьбы со злоупотреблениями чиновников высокого ранга. Страх перед неминуемым жестоким наказанием, потерей партбилета и перспективой навсегда «вылететь» из властной обоймы, а также достаточно высокий по советским меркам уровень жизни «наверху» пересиливали алчность. В целом тогда высшее чиновничество и региональное руководство были коррумпированы мало по меркам своего времени – примерно на уровне, который был в те времена в странах Центральной Европы. Сегодняшний уровень коррупции в России напоминает скорее Центральную Азию или Африку. Ныне все существовавшие тогда табу просто не работают. Иначе как можно сравнить сегодняшнее благосостояние детей и внуков Брежнева и Ельцина? Первый руководил свыше 20 лет сверхдержавой, второй – 6 лет нищей страной. Клич «Обогащайся!», похоже, напрочь вытеснил из голов нынешних россиян все другие инстинкты.
Правда, 21 апреля по инициативе Российско-Германской внешнеторговой палаты более 50 работающих на российском рынке отечественных и немецких компаний подписали пакет антикоррупционных принципов, декларировав отказ от системы откатов и взяток. Но это – капля в море, вряд ли способная кардинально изменить устоявшуюся в России практику. И тем не менее, начало положено.
Можно ли обуздать коррупцию одними лишь административно-репрессивными методами, без политического обновления системы управления страной? Сомнительно. Ведь за утолившими «денежный голод» уволенными чиновниками придут новые, у которых аппетит к безбедной жизни и голод этот пока берут верх над совестью и страхом наказания, и которым их нужно утолить.
Без «посадок» и конфискаций в борьбе с коррупцией, наверное, обойтись не удастся. Правда, вопрос премьера Владимира Путина о том, кто же будет работать, если будем сажать коррупционеров, повис в воздухе. При таком подходе вряд ли даст должный эффект и планируемое введение проверок чиновников с помощью полиграфа. Ведь не посадят…
Президент обязал всех чиновников и их близких родственников ежегодно обнародовать свои доходы. Но и от этого нововведения толку нет и не будет, пока не станет таким же обязательным обнародование их расходов с последующим расследованием и принятием жестких мер в случае превышения их над доходами. И если совокупный годовой доход чиновника и его жены – 3–4 млн руб., а в декларацию вписаны недавно купленные хоромы стоимостью 80 млн руб., то что это как не повод для серьезного разбирательства? Поэтому и опросы показывают, что декларациям чиновников верят всего 8% россиян.
Дмитрий Медведев поручил своей администрации и правительству проанализировать возможность применения в качестве уголовного наказания за коррупцию штрафа, кратного размеру взятки. Но где гарантия, что тот же бравый гаишник, попавшийся на взятке, оплативший в кассу кратный штраф и тут же получивший индульгенцию, не начнет с удвоенной силой «отбивать» упущенную выгоду?
У нас любят обращаться к западным примерам. Но давайте взглянем на восток и на юг. Поверьте, там тоже есть чему поучиться.
В Южной Корее принят закон о борьбе с коррупцией из шести глав, четко определяющий понятие коррупции, ведомства, ответственные за борьбу с ней, порядок работы по заявлениям граждан и прочие нюансы. Эта страна отправила в тюрьму двух своих бывших президентов. Там все равны перед законом – как сами высокопоставленные коррупционеры-президенты, так и их сыновья, министры, депутаты, главы корпораций.
Китай. Перед правоохранительными органами обозначена задача №1 – обеспечение социальной стабильности. В качестве ее важнейшей составляющей – борьба с коррупцией и разложением. Результаты этой борьбы – время от времени появляющиеся сообщения о расстрелах или приговоре к весьма немалым срокам высокопоставленных коррупционеров. Можно критиковать опыт социалистического Китая, сравнивая его с «Медуновским делом» или прецедентом директора Елисеевского магазина Соколова, но в действенности ему не откажешь – КНР в «табели о рангах» по коррупции находится в два раза выше, чем Россия.
Гонконг. Когда-то и там буйно цвела коррупция. Сейчас это один из наименее коррумпированных регионов мира. Эффективное решение проблемы связано там с наличием воли руководства страны: есть воля – нет коррупции. И всего-то надо было повысить уровень экономической свободы, конкуренции, эффективности госаппарата, улучшить инвестиционный климат, оптимизировать налоги, ужесточить финансовую дисциплину – и результат не заставил себя ждать.
В ЮАР арестовано более 1570 чиновников за мошенничество с жилищными субсидиями, и 1189 из них были признаны судом виновными. И это разовая акция. В России же за весь прошлый год отправлено за решетку 2300 взяточников, из которых только 1,5% получили суммы свыше миллиона рублей. Остальные – на бытовом, мелком даже для депрессионных регионов уровне. Недаром главными коррупционерами у нас объявлены преподаватели, врачи и гаишники. Да, бесспорно, взяточничество там распространено достаточно широко. Но что значат те суммы по сравнению со взяткой чиновника средней руки, начальника смены на таможне или депутата, лоббирующего интересы крупного бизнеса?
Из доклада Генерального прокурора РФ Юрия Чайки на заседании Совета Федерации 28 апреля: «Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются. Ежегодно мы выявляем огромное количество нарушений законодательства. Настораживает тот факт, что большинство из них совершаются теми органами государственной власти и их должностными лицами, кому по роду своей деятельности поручено осуществлять контроль за соблюдением требований законов».
«Бюрократия, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, свободной деятельности. Эта логика подталкивает ее к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически «кошмарит» бизнес – чтобы не сделал чего-то не так. Берет под контроль средства массовой информации – чтобы не сказали чего-то не так. Вмешивается в избирательный процесс – чтобы не избрали кого-нибудь не того. Давит на суды – чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно – коррупцию». Президент РФ Д. Медведев, из Послания Федеральному Собранию РФ 2008 г.
Что изменилось за два прошедших года? Возвращаясь к началу статьи, отметим, что за год в рейтинге Transparency International Россия поднялась вверх на одну позицию, «отыграв» 0,1% коэффициента коррупции. Неужели это и есть цена антикоррупционных инициатив президента?

Алексей Морев