Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 6 (108) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ НАША ДЕРЖАВА


СТАТИСТИКА, КОТОРОЙ НЕТ


Василий Симчера, директор НИИ статистики Росстата, доктор экономических наук, вице-президент РАЭН

Лукава не статистика. Лукавы люди, которые ею манипулируют. Особенно те многочисленные и разнообразные современные корпорации, которые вместо надежного источника познания и действенного орудия доказательного преобразования окружающего мира умышленно искажают факты, мошенничают. Статистика в кругах таких людей с легкой руки остряка Дизраэли позиционируется как лучшая в мире декорация, необходимая и пригодная только для зомбирования массового сознания. Я всегда буду против такого рода легковесных и карикатурных квалификаций. И вместе с тем я как статистик – за любые, в том числе фантастические статистические гипотезы и расчеты, лишь бы они были креативными и хотя бы на долю процента работали на ее прогресс и приносили пользу народу.



Истина или дезинформация?

Страна, в которой дезинформация берет верх над достоверной информацией, ложь и обман над правдой, а бюрократический и корыстный модератор  закон – над истиной и справедливостью, страна, которая лишена подлинных знаний о самой себе, не имеет реальных перспектив не только для инновационного и технологического развития, но и шансов для элементарного выживания. Она рано или поздно неизбежно обрекает себя на гибель.
В нашей стране, впрочем, как и в большинстве современных информационно развитых стран мира, дезинформация уже давно стала нормой жизни и как социальный феномен практически ни у кого не вызывает особых нареканий.
Чтобы коренным образом изменить положение, в современном мире должен быть совершен равный революции разворот от грубого диктата лживых допущений и фальсифицируемых ценностей к культу подлинных измерений и реальных ценностей. Мир должен перейти с языка дезинформации и лжи на понятный язык правдивого и честного решения тех проблем, с которыми сегодня в лоб сталкивается человечество.
Сегодня же искажены не только сами оценки, но и их смыслы и понятия. Дошло до того, что убытки широко позиционируют не как собственно убытки, но как негативные доходы, взятки – как вознаграждение, знание – как услуги, а гибель людей – как рядовую новость. Исправить дело можно: надо принять закон о противодействии легализации дезинформации. За публичную дезинформацию следует исправно наказывать.

Цифры одни – результаты разные

Мы, наконец, в позапрошлом году обрели закон о статистике. Чтобы он эффективно работал и достигал конечных целей, нужно принять еще один закон – «О противодействии легализации правонарушительной информации в Российской Федерации», в том числе инсайдерской информации, как наиболее массовой и вместе с тем разрушительной. Это поможет побороть главное зло в нашей жизни – ложь, родиной которой, как известно, является лукавая статистика, а отчизной – корысть и ее канцерогенный носитель – коррупция.
Статистики сегодня мало. В десятки и сотни раз меньше, чем надо. И статистиков тоже. В этой ситуации подает голос псевдостатистика. И в одночасье статистикой становится все, кроме самой статистики. Сегодня так оно и есть.
При помощи одних и тех же цифр манипуляторы от статистики в одном случае доказывают все, что им угодно, и тут же (подчас при помощи тех же цифр) опровергают, что им не угодно. Выгодно сегодняшним псевдодемократам искажать правду – откровенно искажают, невыгодно – неистово защищают.
Важны и методологии счета. Например, по методологии МОТ число безработных у нас превышает сегодня 8 млн чел., по нашей статистической методологии – 4 (на 50% меньше), а по регистрационным данным службы занятости – всего 2 млн человек (на 75% меньше). Где здесь верная цифра, а где искажение? Ответ: и там, и там – правда. Различаются не цифры как таковые, а методологии, шкала измерений. По одному и тому же поводу «у нас и у них» одно и то же расценивается совсем по-разному, иногда даже прямо противоположно.
Как быть? Сравнивать то, что «у них» – по нашей методологии, а «у нас» – по их. Увидите, что разрывы между нами не такие страшные, как их обыватели тенденциозно рисуют. Особенно наглядно это прослеживается на примере оценок кризисных явлений, которые разнятся уже на целые порядки.

Дефицит информации

Следовательно, статистика сегодня во всем мире – это все, что угодно, кроме самой статистики. На самом деле статистика – это достоверные факты, которые практически устанавливаются так, как устанавливается истина в суде. А эти факты с легкой руки, для удобства, красного словца или чаще всего корысти ради смешивают с суррогатами.
Наяву прослеживается исчезающая сила статистики как носителя достоверных фактов и математически выверенных истин. Слухи и манипуляции стали значить много больше фактов, ложь – правды, выводы – доказательств, средства – дороже, чем цели, слово – выше дела, а слава – выше истины.
Под предлогом сохранения коммерческой тайны и тайны частной жизни светский мир уже давно устроил войну раскрытию периодичной информации, публикации прозрачных и, следовательно, достоверных данных. Все современные структуры (компании и корпорации, министерства и ведомства, международные организации) работают сами на себя много больше, чем на дело. В среднем только 2,5% их информации и 3,5% рекомендаций доходит до конечного потребителя и, следовательно, практической реализации.
И тем не менее, наша статистика, насколько может, отражает то, что есть, а не то, что ожидают. Но человеку сегодня нужна не статистика сама по себе, а хорошая информация. Информация, как навигатор, которая способна упреждать и ориентировать людей, помогать им жить. Информация, которая и утешает, и вразумляет, и отрезвляет, и, главное, – помогает, а не угнетает. К сожалению, такой информации мало, она – дефицит и, как всякий дефицит, дорожает, становится все менее доступной для простого человека. Во всем мире стало нормой, что ненужной и бесполезной информации полно, а необходимой мало или почти нет. И в этом смысле современной статистикой многие слои населения справедливо недовольны.

Перепись – лицо статистики

Самые ценные и достоверные в статистике данные – данные переписей. Это те первичные факты-слепки, которые составляют основу основ, фундамент статистики. Высшая их ценность в том, что это добровольные сведения.
Нельзя ли сегодня отказаться от сбора по существу уже известных данных, как это уже давно делают некоторые страны? Можно, но тогда и только тогда, когда МВД, пограничники, миграционные и все другие службы будут работать лучше, будут регистрировать и учитывать то, что происходит – события и факты, а не то, что не нужно – мнения о них. Но этого в России пока нет.
Конечно, и в переписях, в том числе современных, много спорного и ненужного. Они дорогие, медлительные и слишком либеральные. Переписчик фиксирует многое, что не соответствует фактам, доводя дело подчас до казусов и курьезов, включая известные систематические ошибки и пропуски. Не секрет, что в переписных листах иногда, как в купчих Чичикова, фигурируют мертвые души. Но пока именно перепись для нас – отправная точка для планирования нашего развития.

Статистика и кризис

Измерить многие кризисные явления классическая статистика может, имитировать измерения – отказывается.
Не надо ввязываться в мировой кризис, не надо лезть помогать другим, когда сам тонешь. Экономика, которая имеет учетную ставку в пять раз выше (а ныне у нас и более того), по определению не может помогать стране, где сегодня это ставка не выходит за пределы 2–3%, а где-то вовсе равна нулю (Япония).
Мы сегодня от внешнего рынка зависим не более чем на 15–20%. А рассуждаем и ведем себя так, как будто зависим целиком. Это мировоззренческая ошибка. Если у нас в былые времена диссидентами были единицы, то теперь практически мало кто не диссидент! А с ними страну не выстроишь. И вот эти дела и факты у нас в первую очередь следует наблюдать и измерять, если хотим видеть подлинное лицо кризиса. Измерять то, о чем не говорят, а не то, что на слуху – измерять финансовые манипуляции, обман и аферы, кризисные убытки и порожденное ими плачевное положение дел. Между тем статистика, способная раскрыть подобное положение дел «у них» и объективно не кризисное положение «у нас», остается повсеместно все еще не востребованной.
И прежде всего та статистика, которая содержательно идентифицирует существующее положение дел, квалифицирует его по однородным группам и связям, отделяет плохое от хорошего, виновников от пострадавших, а не сваливает все в одну кучу, как это делает сплошь и рядом современная кризисная статистика.
Известно, что кризис перепроизводства – это ситуация, когда предложение кратно превышает спрос. Такого в мире сегодня нигде нет. Даже в США, ЕС и других странах насыщенного спроса. И тем не менее предложение и здесь, и в странах повышенного спроса и откровенного голода сокращается. Разве сегодня в России нет спроса на жилье, образование, медицинские услуги, канализацию, дороги или весь ряд товаров повседневного потребления? Нет, дело не в спросе. Несостоятелен сам рынок производства, слишком высоки его издержки и недоступны цены.
А главное – беспомощен и неэффективен сегодняшний правящий класс, его менеджмент, низведенный ныне с высот великого Форда до жалких манипуляторов и местечковых посредников, которые сегодня в жизни, кроме вороватого удовлетворения собственных эгоистических потребностей, толково ничего другого не могут.
А толково – это удешевлять, как китайцы, стоимость единицы производимой продукции, делать ее, благодаря техническому прогрессу, доступной спросу (рядовому потребителю), а не обвинять спрос и уличать рядового потребителя в том, что у него нет денег.
Но нынешние бизнес-элиты, которые по преимуществу есть преступные кланы, а вслед за ними паханы и вертухаи интенсивно, как никогда ранее, сращивающиеся с властью, а во многих странах и олицетворяющие ее, почему-то возомнили, что кроме работы на самих себя можно ничего не делать, а народ, на котором они паразитируют, все снесет и простит – и манипуляции с выборами, и финансовые пирамиды, и контрафакт, и пещерные методы организации производства, и неэффективное управление, и низкий уровень их личной культуры и жизни.
Смотрите, как ловко США, страна-банкрот, вопреки всему, сегодня позиционирует себя в мире, делая хорошую мину при плохой игре. Где оценки причиненных ими потерь? У кого аккумулированы угнанные ими с рынков в подполье реальные активы? Кто, кому и как будет компенсировать причиненные убытки? Причины кризиса налицо, а виновников там почти нет. У нас и причин таких нет, и виновников меньше, а позиционированы мы много хуже.
Исправить положение поможет только объективная статистика. Кризис в цифрах сегодня измерить можно. Просто некому востребовать такие измерения. Спрос на статистику кризисных событий, конечно, есть, но он напрочь закупорен.
С кризисом как злом можно управляться только праведными средствами. Статистика – одно из них.

Статистика как панацея от разрухи

Совершить прорыв сегодня может только наша статистика, которой нечего скрывать. Даже громадные взятки, теневое производство и раздутые до небес транзакционные расходы, которые на Западе уже давно узаконены и лишь этим отличаются от наших взяток.
Нам нужна сегодня как воздух, как библия обнажающая правду объективная статистика. Именно наша статистика объективно может показать, что спрос нигде в современном мире не превышает предложение. Напротив, предложение ниже спроса. Следовательно, она может подтвердить, что и реального кризиса нет. Есть кризис мнимый.
Наша статистика может показать, что спроса нет не потому, что потребитель насыщен и едой, и жильем, и здоровьем, и образованием. Точка его насыщения при нынешних порядках и темпах производства – это еще все 100, если не 200 лет впереди. Наша статистика способна раздельно и вразумительно показать, что спрос в современном мире заблокирован не только запредельными ценами, но и абсолютно непригодными по этим ценам товарами, жильем, здравоохранением, образованием, туризмом. И главное, наша статистика способна не только иллюстрировать, но и выявлять первопричины всех этих бед, первой из которых является сам нынешний коррумпированный строй, который, как строй голого бизнеса, по своей природе антисоциален и в принципе не преобразуем и, следовательно, не улучшаем. При этом, чтобы не утерять остатки гражданского общества и общественного прогресса, современная статистика способна не только изобличать, но и доказательно показать, как должна видоизменяться роль бизнеса в современном мире, его облик, как он должен служить человеку, обществу, государству, а не они ему.

Инвентаризация всея Руси

В мире всему приходит конец. Лимит антисоциального и паразитического бизнеса сегодня, по-видимому, повсеместно исчерпан. На пятки любителей наживы наступает любитель дела. Халявщик умирает, да здравствует предприниматель?
И все это наша статистика может тоже сегодня сполна предъявить и показать, как и выход из сложившегося кризисного положения. А выход этот, если опираться на твердые статистические цифры и факты, очевидный: снижайте цены, банкротьте тех, кто не способен производить дешево. Поддерживайте, а не гробьте дешевые китайские товары, включая автомобили, дружите с Китаем, Индией, Бразилией, а не с США, Англией и Италией. Сами производите дешевле, снижайте издержки, а для этого – как в старину в России – учитесь рачительно хозяйничать, торговать и не воровать. И не транжирить, расточать и заниматься щедростью для себя любимых.
Словом, статистика, как никакая другая наука, способна сегодня не на словах, а на деле дать ответ на вопрос: как быть, чтобы выйти из нынешнего кризиса? И все ее ответы коротки и ясны: при разработке и принятии антикризисных решений, как нигде, следует опираться на доказательные решения, первоисточником и своеобразным фундаментом которых она является.
Для этого в первую очередь она предлагает организовать и произвести инвентаризацию страны, выявить ее реальные активы, отделить их от шелухи, которую сегодня называют деривативами, и на этой очищенной территории определить, кто есть кто и что есть что в России. Инвентаризацию всего, а не только той одной миллионной части мнимого имущества, мнимых доходов, мнимых госчиновников и мнимой эффективности их работы, о которой так много сегодня говорят в печати, и которая в таком декоративном виде мало что выявит.
Органы нашей государственной статистики стоят сегодня на этом пути. К блестяще проведенной переписи населения 2002-го, подготовленной переписи 2010 г. и сельскохозяйственной переписи 2006 г. предпринимаемые ныне всероссийские экономические обследования (и прежде всего развернутый межотраслевой баланс с данными на 2011 г.) сумеют не только многое добавить, но также просветить и отрезвить. А без этого мы и дальше будем путать славу с истиной, жить, пуганные кризисами, и отдавать почем зря свое кровное и последнее по кратно завышенным курсам доллара США.
Все в нашей теперешней жизни нам обходится в десять раз дороже – цемент, соль, колготки, кредит, школа, институт. Поэтому жизнь неконкурентоспособна. Сделаем все как в КНР, и все встанет на свои места. Не сделаем то, что элементарно требуется, и, возможно, не наведем порядок и ясность в своем хозяйстве – как живем, так и будем жить дальше.

Что делать?

Мы каждый день слышим: по факту крушения, убийства, банкротства, коррупции, рейдерства, кризиса и т.д. возбуждено уголовное дело! Ситуация находится под контролем генерального прокурора, президента и т.д. Каждый услышавший эти и подобные слоганы должен знать: дела у нас обстоят и будут обстоять неважно.
Чтобы коренным образом развернуть вектор нашей жизни, нам надо ждать цифр и фактов, которые на все 100% будут характеризовать реальное положение дел. И мы вправе ждать именно таких цифр и именно в таких объемах, поскольку мы вправе ожидать общего подъема нашей экономики. А подъем нуждается в подпитке. И прежде всего в подпитке правдой и справедливостью как главными российскими достояниями, которые статистика в нормальных условиях способна созидать и поддерживать.
Наша статистика вооружена и вполне готова всемерно содействовать тому, чтобы нынешние, по преимуществу пессимистические, цифры и факты в одночасье и без подделок превратились во внушающие оптимизм цифры реального подъема.
Мы ожидаем, что очищенная и отрезвленная статистикой наша экономика уже в конце этого года вслед за Китаем выйдет на рубежи такого подъем, а в следующем году будет следовать курсом прежних 5–7% прироста, а не продолжать унылую 5–7-процентную рецессию, которую ей предсказывает Всемирный банк. И это – следствие трезвого использования тех огромных резервов, которыми мы реально располагаем и которые наш народ именно в крутые времена способен использовать наилучшим образом, а статистика, помогая ему, – узревать и своевременно предъявлять как зримые доказательства его незаурядных способностей.
Только не надо наговаривать на себя, что без кризиса, а то и войны, мы бы продолжали относиться к этим резервам прохладно и бестолково. Нет, кризис в качестве кнута нам без надобности. И давайте не увлекаться его импортом, а заниматься собственными (не кризисными) делами, которых у нас хватает. Нации, которые живут, работают и борются за лучшие судьбы человечества – не гибнут. А мы – одна из таких наций.