Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (106) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО НАРОДА


"ПЛАН ВЫПОЛНЯЙ ВДВОЙНЕ И ВТРОЙНЕ"


Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод – филиал ОАО «Желдорреммаш» – крупнейшее промышленное и социально значимое предприятие не только столицы, но и всей Бурятии – в прошедшем году отметил 75-летний юбилей. Но несмотря на столь почтенный возраст, он молод и устремлен в будущее. Так было все годы, с первого колышка на его стройплощадке. Продукция предприятия всегда была востребована одной из динамично развивающихся отраслей – железнодорожным транспортом. Но главным его богатством, гордостью были и остаются люди. Даже в наше непростое время они считают завод вторым домом, а не просто местом, где зарабатываются деньги. И слово «персонал» как-то не приживается здесь, в ходу по-прежнему «коллектив», «заводчане».



Улан-УдэИстоки ЛВРЗ восходят к 30-м годам прошлого столетия. В то время Бурят-Монгольская республика была исключительно аграрной. Но принятое правительством страны решение о строительстве завода в Улан-Удэ (тогда Верхнеудинске) было далеко не случайным. Подвижной состав Транссиба после гражданской войны и послевоенной разрухи нуждался в капитальном ремонте, а часто и в восстановлении. Ремонтных же предприятий на Востоке страны – от Байкала до Охотского моря – было всего два: Читинский и Николаевск-Уссурийский паровозоремонтные заводы. Потому на месте, где шумела вековая тайга, развернулась стройка, а вскоре поднялись цеха и пропел заводской гудок. Появление такого крупного промышленного предприятия дало мощный толчок развитию всей республики.
Завод жил, развивался вместе со страной. Великая Отечественная война стала особой страницей его истории. Уже на второй день после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, 23 июня 1941 года, на митинге заводчан прозвучали слова: «Мы, рабочие и советская интеллигенция завода, заверяем Государственный Комитет Обороны и его главу – нашего Великого Сталина, что будем самоотверженно трудиться на трудовом фронте, будем давать стране и нашему транспорту столько паровозов, вагонов и запасных частей, сколько потребуется». За словами последовали дела. Завод работал круглосуточно. Рабочий день продолжался 11 часов. Многие цеха перешли на казарменное положение.
Одна из сложнейших проблем того времени – кадровая, ведь с завода более 4,5 тыс. работников ушло на фронт. Но на их места пришли женщины – бывшие домохозяйки и выпускники железнодорожных училищ, по сути мальчишки и девчонки.
«Хочешь врага победить на войне – план выполняй вдвойне и втройне!» – плакат с таким призывом в годы войны был вывешен в цехах завода на самом видном месте. И выполняли, хотя порой падали с ног от усталости, засыпали прямо в цеху между станками.
Забыв об усталости, по 3–4 смены подряд трудился токарь-стахановец Б.3. Поздеев. Нужно было не только выполнять повышенные обязательства, но и передавать свое мастерство многочисленным ученикам. О рекордных достижениях строгальщика Е.Г. Курочкина сообщала заводская газета «Гигант Бурятии»: он ежедневно давал по 1100–1200% выработки! Встала к  станку своего мужа-фронтовика Ксения Топоркова и работала так, что в конце войны была удостоена звания «Почетный железнодорожник».
Активизировалась и рационализация. Развивается движение фронтовых бригад: в феврале 1942 г. их было на заводе шесть, а к осени 1944 г. – более пятидесяти. В их числе комсомольско-молодежные фронтовые бригады Н. Свиридовой, А. Прохорова, Е. Реутского, Т. Рудаковой.
В годы войны коллектив завода ремонтировал вагоны, ремонтировал и строил новые паровозы, выпускал запасные части для железных дорог страны и для собственных нужд. А еще приходилось осваивать выпуск спецпродукции: 82-мм и 120-мм минометов, мин-снарядов, отправляемых непосредственно на фронт. Выпускавшие спецпродукцию «номерные» цехи, возглавляемые начальниками А.Л. Смирновым, В.К. Нор, Е.П. Усовым, были постоянно в числе лучших.
За годы войны заводом возвращены в строй 271 паровоз, 1242 грузовых вагона, построены новые паровозы серии «СО». Кроме того, коллектив предприятия оказывал всенародную помощь фронту, отправляя посылки с теплой одеждой, создал фонд помощи детям фронтовиков, собирал средства на строительство танковых колонн, самолетов и кораблей. Только в 1942 г. заводчане собрали 3 730 000 руб. В заводском музее хранится телеграмма Сталина, в которой он благодарит комсомольцев и молодежь завода за деньги, собранные на восстановление Сталинграда.
За доблестный героический труд в 1943 г. большой группе работников завода были вручены награды – знаки «Почетному железнодорожнику» и «Ударник сталинского призыва», а начальник комплексной бригады паровозосборочного цеха Г.И. Коваленко был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В августе 1943 г. коллективу завода было присуждено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. На протяжении 1943–1944 гг. коллектив ПВЗ удерживал переходящее Красное знамя ГКО, и после окончания Великой Отечественной войны оно было передано заводу на вечное хранение.
Неувядаемой славой покрыли себя в боях за освобождение Родины от гитлеровских захватчиков сотни лучших сынов заводской семьи. Золотыми буквами вписаны в книгу памяти имена котельщика И.А. Вакарина и слесаря паровозосборочного цеха С.Н. Орешкова, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота – им было присвоено звание Героев Советского Союза. На пилонах площади Славы в Железнодорожном районе Улан-Удэ высечены имена 423 заводчан, не вернувшихся с войны. Труженики ЛВРЗ по традиции ежегодно приходят на площадь поклониться погибшим, поздравить с Днем Победы ныне здравствующих фронтовиков, которых осталось всего 44, и выразить признательность труженикам тыла: 4985 заводчан были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Сегодня те, кто прошел суровыми дорогами фронтов, и те, кто ковал Победу в тылу, – гордость завода, его живая история. Ветеранская организация ЛВРЗ, объединяющая около четырех тысяч человек, – одна из лучших в республике. Предприятие постоянно оказывает помощь ветеранам, нуждающимся в лечении, выделяет льготные путевки в санатории и дома отдыха. Окружить вниманием и заботой старшее поколение, прошедшее сквозь огонь войны, – одна из важнейших задач, стоящих перед коллективом завода. Решается она наследниками Победы по велению души и сердца.