Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (106) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО НАРОДА


СУРОВЫЙ БЕРЕГ НОРМАНДИИ


Политическое руководство Германии и военное командование осознавали неизбежность открытия второго фронта, но возможности Германии оборонять побережье Ла-Манша и Атлантическое побережье Франции во многом определялись военными действиями на советско-германском фронте, где Германия была вынуждена держать свои основные силы.



Оборона немцев на Западе опиралась на «Атлантический вал» – систему укреплений вдоль побережья. В укреплениях Атлантического побережья находилось 2692 артиллерийских ствола, что примерно соответствовало 1 орудию на 1 км берега. Были изготовлены тысячи стальных козлов с заостренными концами, которые установили на пляжах и на мелководье. Здесь же размещались бетонные конусообразные надолбы, которые, как и козлы, должны были приводить к повреждению и потоплению десантных барж. По приказу фельдмаршала Эрвина Роммеля все пляжи, подходящие для осуществления десантной операции, были заминированы. Он приказал также заминировать дюны и те дороги, которые не использовались вермахтом. Мины устанавливались и на мелководье. С апреля 1944 г. военные и привлеченные для этих работ гражданские лица размещали на пляжах деревянные надолбы, связанные между собой стальной проволокой. При ударе о столб либо задевании проволоки происходил взрыв скрытой мины. Более трех миллионов противопехотных и противотанковых мин было установлено в течение трех месяцев.
Все силы, участвующие во вторжении в Нормандию, были сведены в два оперативных объединения и расположены в двух зонах: в западной – американские, в восточной – англо-канадские войска.

«Юта» наступает

6 июня 1944 г. в 5.00 начались непосредственные приготовления к высадке. На расстоянии трех миль от берега личный состав 4-й дивизии начал по веревочным лестницам и сеткам спускаться в десантные баржи. Было очень холодно, штормило.
В рядах 4-й пехотной дивизии находился генерал Теодор Рузвельт – дальний родственник президента США и одна из самых ярких личностей американской армии. Исключительно смелый человек, он пользовался огромной популярностью и любовью у солдат, в том числе за теплое товарищеское отношение к ним и пренебрежение правилами формальной дисциплины. Теодор Рузвельт, чтобы поддержать дух своих солдат, занял место в первом десантном судне.
Операция по высадке на участке «Utah» первоначально складывалась не очень гладко. Один из военных кораблей, который должен был взять на буксир несколько десантных судов и довести их до сектора «Uncle Red», был выведен из строя. Вскоре одна из барж подорвалась на мине, а другая затонула. Движущимся в направлении берега транспортным судам по понятным причинам не позволялось останавливаться для спасения утопающих. Этим должны были заниматься специально предназначенные катера, находившиеся в самом хвосте сильно растянувшегося соединения десантных судов. То, что тонущих, как могло показаться, бросили на произвол судьбы, отрицательно повлияло на настроение солдат, и без того измученных морской болезнью и окоченевших от холода.
По воле случая на мине подорвалось патрульное судно, указывавшее путь и обозначавшее левый фланг группировки. Одновременно достаточно сильное морское течение, которое не было учтено во время подготовки планов десанта на участке «Utah», начало сносить транспортные суда все дальше к югу. В результате высадка произошла не там, где предусматривалось по плану, а на 1800 м южнее – ближе к основанию полуострова. Генерал Рузвельт быстро понял, что произошла ошибка. Но никакой возможности вновь загрузиться на десантные суда и повторить высадку в нужном районе уже не было. В сложившемся положении генерал Рузвельт принял решение: 4-ю дивизию высаживать именно здесь, пусть и в незнакомым районе. Это было удачное решение. Уже после войны стало известно, что это место было просто идеальным для проведения десантной операции. На этом отрезке побережья немецких укреплений было немного. Здесь находилось только два бункера, оборонявшихся двумя усиленными взводами пехоты. Уже в 1.30 они приняли первый бой с парашютистами 101-й дивизии, высадившимися на самом берегу или даже на мелководье, 11 из них утонуло, более десятка попало в плен и содержалось в бункере W-5. Примерно в 4.00 американские пленные потребовали от лейтенанта Янке, командира защищавшего бункер взвода, перевести их в тыл. Когда тот, заинтригованный, начал их допрашивать, то узнал, что через час корабельная артиллерия начнет обстрел немецких береговых укреплений. Таким образом, солдаты противника были предупреждены и заняли места в бетонных укрытиях. Но огонь корабельных пушек был исключительно точен. После 30-минутного обстрела в казематах были уничтожены почти все орудия и пулеметы. Большинство немецких солдат погибло или получило ранения. Поэтому высаживающиеся бойцы 8-го пехотного американского полка практически не встретили сопротивления.
В то время как части генерала Рузвельта продвигались вглубь континента, бомбардировщики союзников ставили дымовую завесу вдоль побережья. Тем самым они хотели прикрыть свои военные корабли от огня немецкой артиллерии. Задача эта была поручена и двум французским эскадрильям. К сожалению, в ходе постановки завесы были сбиты самолеты сержанта Боссе и лейтенанта Жубера де Уше. Они не смогли сбросить свои дымовые шашки, и в многокилометровой завесе образовались два просвета. Этого было достаточно, чтобы немецкие наблюдатели с батареи «Saint Marcouf», находящейся около деревушки Крисбек, смогли заметить военный корабль союзников «Corry». Капитан этого судна Джордж Гофман после первых выстрелов попытался выйти из-под вражеского огня, но из-за волнения на море и опасения сесть днищем на скалы вынужден был маневрировать очень медленно. Ему удалось избежать попаданий, но корабль напоролся-таки на мину и затонул. Гофман последним покинул борт. Из 284 членов экипажа погибло 13 человек.

Битва на плацдарме «Omaha»

Это один из самых кровопролитных эпизодов в боях за побережье Нормандии. Участок высадки «Omaha» длиной 6500 метров протянулся от Кольвиль-сюр-Мер на востоке до Вервиль-сюр-Мер на западе. Берег здесь представляет собой сначала полосу гальки, а затем болотистый участок шириной 200 метров.На восточном и западном краях участка высадки «Omaha» поднимались крутые обрывы, растянувшиеся на несколько километров. Пляж между утесами являлся единственным удобным для высадки местом на протяжении многих километров.
На восточном и западном флангах пляжа «Omaha» немцы возвели мощные бетонные казематы. Со стороны моря толщина их бетонных стен была более 6 м. Установленные в этих казематах орудия не могли вести огонь в сторону моря, но зато были полностью защищены от обстрела корабельной артиллерией и размещены таким образом, что могли обстреливать пляж.
Как и было запланировано, в 6.00 над участком высадки «Omaha» появились первые армады «Liberators». Пилоты не решились опуститься ниже уровня облаков, т.е. до высоты 300 м. В результате они сбросили бомбы, вообще не видя цели. Упали они далеко за полосой прибрежных укреплений – некоторые даже на расстоянии 5 км от берега. Укрепления противника не получили никаких повреждений. Более того, ни одна из бомб не упала на сам пляж, а ведь план предполагал, что на нем появятся многочисленные воронки, в которых смогут укрыться десантники.
Море в день высадки штормило, что не позволяло вести прицельный огонь с десантных судов. Вдобавок ко всем несчастьям на район запланированной высадки опустился туман, существенно ограничивший видимость. У обслуживающих корабельные орудия артиллеристов возникло много проблем с обнаружением указанных целей. Дополнительным неудобством, усложнившим высадку, стал сильный северо-западной ветер, поднявший высокие волны. Ни десантные баржи, ни танки-амфибии не были приспособлены для действий в подобных условиях.
Десантные суда с танками вышли из Портленда 5 июня в утренние часы. Впереди у них было 20 часов пути, причем в исключительно сложных условиях. На рассвете 6 июня баржи с танками миновали сначала транспортные суда с десантом, а затем и линию военных кораблей, готовившихся к открытию огня. Затем они разделились на две группы по 8 барж в каждой. Баржи под командованием лейтенанта Рокуэлла взяли курс на запад, а остальные – на восток. Подчиненные ему суда шли один за другим вдоль линии побережья, а в 5.30 совершили резкий поворот на 90 градусов и направились прямо к берегу. Командир второй группы принял решение приступить к спуску танков еще на глубокой воде – 800 м от берега. Первые спущенные на воду танки-амфибии из-за высоких волн затонули сразу же. В течение каких-то неполных 3 минут затонуло 27 из 32 танков DD. Лишь два танка достигли берега. Еще до начала высадки большая часть десантных барж попала под обстрел немецкой артиллерии. Большая часть десантных судов сумела добраться до мелководья, где глубина не превышала полутора метров, и опустить платформы. В нескольких случаях, однако, это было сделано раньше, и немалое число солдат утонуло, поскольку им пришлось прыгать в полном 30-килограммовом снаряжении в глубоких местах. Пробираясь по мелководью к берегу, десантники уже через 50 м столкнулись с первыми препятствиями. По инструкции следовало идти гуськом друг за другом, чтобы не напороться на подводные мины поля. Но это облегчало задачу немецким пулеметчикам. До берега добралась только часть десантников, которые сразу же попали под массированный огонь. Они отчаянно искали хоть какое-то укрытие, пытались спрятаться за противотанковыми ежами, которые обеспечивали чисто иллюзорную защиту. Через 2 минуты после пехоты на берег должны были высадиться саперы из 146-го батальона капитана Джозефа Гиббонса. Саперы трех отрядов погибли еще до высадки, когда снаряды немецких орудий попали в их баржи. А саперы 4-го отряда погибли уже на берегу, когда немецкий снаряд попал прямо в заряд взрывчатки, вокруг которого они собрались. Саперы, впрочем, сумели уничтожить немало препятствий, но затратили на это так много времени, что начавшийся прилив закрыл не только часть находившихся на мелководье препятствий, но и значительное количество зарядов взрывчатки, которые не удалось подорвать. Саперная часть капитана Гиббонса понесла огромные потери. Из входивших в ее состав 272 человек погибло 120. Работу саперов призваны были облегчить 16 бульдозеров, которые по плану должны были высадиться вместе с ними. Но большая часть этих бульдозеров затонула еще далеко от берега. До места назначения добрались только три. В 7.00 высадились роты второго эшелона. Под Вервилем немецкая артиллерия потопила большую часть десантных судов, перевозивших роты «B» и «D» из 116-й полковой тактической группировки. Перелом произошел после 8.00. Рядовой Ламберт первым отважился подобраться к заграждениям и заложил заряд взрывчатки (торпеду «Бангалор»). Но, не успев подорвать его, Ламберт погиб от пули немецкого снайпера. Его место занял лейтенант Стэнли Шварц, сумевший сделать в заграждениях первый проход. Взрыв унес с собой жизни нескольких солдат и самого Шварца. Как только первые десантники сумели прорваться через проход в заграждениях и достичь склона холма, остальные последовали их примеру. На склоне холма солдаты нашли узкую тропинку, ведущую к вершине.
На этом пути не произошло столкновений скорее всего из-за того, что противник укрылся в бункерах во время бомбардировки. Командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли находился на борту «Augusta», откуда с расстояния в несколько миль наблюдал за происходящим на участке высадки «Omaha». В 9.00 Брэдли отправил одного из своих офицеров для того, чтобы тот с борта катера – с близкого расстояния – собственными глазами увидел, как складывается ситуация. Офицер доложил генералу, что «пляж превратился в настоящую большую мясорубку». Брэдли отдал приказ корабельной артиллерии возобновить обстрел немецких укреплений на вершинах холмов. Моряки, прекрасно понимая, что от точности их стрельбы зависит жизнь пехотинцев, постарались подвести корабли на максимально близкое расстояние.
На этот раз огонь корабельной артиллерии был действительно эффективным. Были разрушены многие бункеры, блокгаузы и линии связи. Потери высаживающихся на участке войск были огромны: более 3000 человек убитыми и ранеными. На каждое из трех полковых соединений, которые в первую очередь вводились в бой, в среднем приходилось по 1000 убитых. Боевой дух войск был подорван. Вид такого количества убитых и раненых негативно влиял также и на солдат, высаживающихся во втором эшелоне. На пляже и на мелководье застыло несколько десятков уничтоженных противником танков. Тревогу солдат усиливало также то, что большая часть полевых радиостанций была уничтожена.
К вечеру первого дня вторжения участок высадки «Omaha» был очищен от мин и препятствий только на 35% от общего количества. Многие саперы погибли, а оставшимся в живых не хватало инструментов и взрывчатки. Значительная задержка с устранением мин и препятствий существенно усложнила высадку на сушу новых частей. Транспортные средства подолгу стояли на море, прежде чем смогли приблизиться к участку «Omaha». Самым важным было, однако, то, что в первый день вторжения на берег все-таки удалось высадить до пяти пехотных полков.
Большая часть взятых в плен солдат противника принадлежала 1-му батальону 726-го гренадерского полка из состава 716-й дивизии Вильгельма Рихтера, который состоял из чехов, поляков Силезии и Поморья и украинцев, призванных в ряды вермахта, в большинстве своем, насильно. Поэтому они не проявляли особого желания сражаться и сдались в плен, как только американцы овладели прибрежными холмами.