Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (106) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО НАРОДА


ЗНАМЯ НАД РЕЙХСТАГОМ


Русские войска дважды брали Берлин. Первый раз – во время Семилетней войны в 1760 году. Тогда всю Европу облетела фраза генерала-фельдмаршала П. Шувалова: «Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно». Вторично русские заняли Берлин, преследуя остатки армии Наполеона, в феврале 1813 года. В 1945 году уже Советской Армии предстояло взять Берлин в третий раз.



Весной 1945 года Третий рейх стоял на пороге окончательного краха. Готовясь к отражению советского наступления, немецкое командование создало на востоке страны мощную оборону. Берлин на большую глубину прикрывался многочисленными оборонительными сооружениями, возведенными по западному берегу рек Одер и Нейсе.
В мощный укрепленный район был превращен сам Берлин. Вокруг него немцы построили три оборонительных кольца – внешнее, внутреннее и городское, а в самом городе создали девять секторов обороны: восемь по окружности и один в центре. Этот центральный сектор, охватывавший основные государственные и административные учреждения, в том числе рейхстаг и имперскую канцелярию, в инженерном отношении был подготовлен особенно тщательно. В городе насчитывалось более 400 железобетонных долговременных сооружений. Самые крупные из них – врытые в землю шестиэтажные бункеры – вмещали до тысячи человек каждый. В целях скрытого маневра войск использовалось даже метро.
Для обороны Берлина немецкое командование спешно формировало новые части. В январе–марте 1945 года на военную службу были призваны даже 16–17-летние юноши. Учитывая эти факторы, Ставка ВГК сосредоточила на Берлинском направлении крупные силы в составе трех фронтов. Кроме того, предполагалось использовать часть сил Балтийского флота, Днепровской военной флотилии, 18-й воздушной армии, трех корпусов ПВО страны.
К проведению Берлинской операции привлекались польские войска в составе двух армий, танкового и авиационного корпусов, двух артиллерийских дивизий прорыва и отдельной минометной бригады. Они входили в состав фронтов.
16 апреля после мощной артиллерийской подготовки и ударов авиации перешли в наступление войска 1-го Белорусского фронта. Началась Берлинская операция. Противник, подавленный огнем артиллерии, не оказал организованного сопротивления на переднем крае, но затем, оправившись от потрясения, сопротивлялся с ожесточенным упорством. Советская пехота и танки продвинулись на 1,5–2 км. В сложившейся обстановке, чтобы ускорить продвижение войск, маршал Жуков ввел в сражение танковые и механизированные корпуса 1-й и 2-й гвардейских танковых армий. Успешно развивалось наступление войск 1-го Украинского фронта. В 6 часов 15 минут 16 апреля началась артиллерийская подготовка. Бомбардировщики и штурмовики наносили сильные удары по узлам сопротивления, узлам связи и командным пунктам. Батальоны дивизий первого эшелона быстро форсировали реку Нейсе и захватили плацдармы на ее левом берегу.
Немецкое командование ввело в сражение из своего резерва до трех танковых дивизий и танково-истребительную бригаду. Бои приняли ожесточенный характер. Ломая сопротивление противника, общевойсковые и танковые объединения 1-го Украинского фронта прорвали главную полосу обороны. 17 апреля войска фронта завершили прорыв второй полосы и подошли к третьей, проходившей по левому берегу реки Шпрее.
Успешное наступление 1-го Украинского фронта создавало для противника угрозу обхода его берлинской группировки с юга. Немецкое командование концентрировало свои усилия с целью задержать дальнейшее продвижение советских войск на рубеже реки Шпрее. Сюда были направлены резервы группы армий «Центр» и отошедшие войска 4-й танковой армии. Но попытки противника изменить ход сражения успеха не имели. 2-й Белорусский фронт перешел в наступление 18 апреля. 18–19 апреля войска фронта в сложных условиях форсировали Ост-Одер, очистили от противника низину между Ост-Одером и Вест-Одером и заняли исходные позиции для форсирования Вест-Одера.
Таким образом, в полосе всех фронтов сложились благоприятные предпосылки для продолжения операции.
Если в Будапеште советское командование избегало применять артиллерию и авиацию, то при штурме столицы нацистской Германии огня не жалели. По данным маршала Жукова, с 21 апреля по 2 мая по Берлину было сделано почти 1,8 млн артиллерийских выстрелов. А всего на город было обрушено более 36 тыс. тонн металла. По столичному центру огонь вели, в том числе, и крепостные орудия, снаряды которых весили по полтонны. Наиболее успешно развивалось наступление войск 1-го Украинского фронта. Они вышли на оперативный простор и устремились к Берлину, охватывая правое крыло франкфуртско-губенской группировки. 19–20 апреля 3-я и 4-я гвардейские танковые армии продвинулись на 95 км. Стремительное наступление этих армий, а также 13-й армии уже к исходу 20 апреля привело к отсечению группы армий «Висла» от группы армий «Центр».
Войска 1-го Белорусского фронта продолжали наступление. 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии генерал-полковника В.И. Кузнецова открыла огонь по Берлину. 21 апреля передовые части фронта ворвались на северную и юго-восточную окраины немецкой столицы.
24 апреля юго-восточнее Берлина 8-я гвардейская и 1-я гвардейская танковые армии 1-го Белорусского фронта, наступавшие на левом фланге ударной группировки, встретились с 3-й гвардейской танковой и 28-й армиями 1-го Украинского фронта. В результате франкфуртско-губенская группировка противника была полностью изолирована от берлинского гарнизона.
25 апреля передовые подразделения 1-го Украинского фронта (5-й гвардейской армии генерала А.С. Жадова) встретились на берегу Эльбы в районе Торгау с разведгруппами 5-го корпуса 1-й американской армии генерала О. Брэдли. Немецкий фронт был рассечен. В честь этой победы Москва салютовала войскам 1-го Украинского фронта. В это время войска 2-го Белорусского фронта форсировали Вест-Одер и прорвали оборону на его западном берегу. Они сковали 3-ю немецкую танковую армию и лишили ее возможности нанести контрудар с севера по советским войскам, окружавшим Берлин. Советские войска за десять дней операции преодолели немецкую оборону по Одеру и Нейсе, окружили и расчленили его группировки на берлинском направлении и создали условия для овладения Берлином.
Немецкие войска, несмотря на неминуемый разгром, продолжали сопротивление.  Стены домов покрывали пропагандистские лозунги Геббельса: «Wir kapitulieren nie!» («Мы никогда не сдадимся!»), «Каждый немец будет защищать свою столицу!», «Остановим красные орды у стен нашего Берлина!», «Победа или Сибирь!». Громкоговорители на улицах призывали жителей сражаться насмерть. Несмотря на показную браваду, Берлин уже был обречен. Гигантский город находился в огромной западне. Советское командование сосредоточило на берлинском направлении 19 общевойсковых , 4 танковых и 4 воздушных армии. С запада непрерывными волнами шли английские и американские бомбардировщики, методично, квартал за кварталом, превращая город в груду развалин.
Накануне капитуляции город представлял собой ужасное зрелище. Из поврежденного газопровода вырывались языки пламени, освещая закопченные стены домов. Улицы были непроходимы из-за груды обломков. Из подвалов домов выскакивали смертники с бутылками с зажигательной смесью и кидались на ставшие легкой добычей в городских кварталах советские танки. Переходящие в рукопашные бои шли повсюду – на улицах, на крышах домов, в подвалах, в тоннелях, в берлинском метро. Передовые советские части состязались друг с другом за честь первыми захватить рейхстаг, считавшийся символом Третьего рейха. 30 апреля Красное Знамя Победы было водружено над куполом рейхстага разведчиками 150-й стрелковой дивизии Егоровым и Кантария. В ночь с 30 апреля на 1 мая Гитлер покончил с собой. К утру 2 мая остатки берлинского гарнизона были расчленены на отдельные группы, которые к 15 часам капитулировали. Капитуляцию берлинского гарнизона принял командующий 8-й гвардейской армией генерал В.И. Чуйков, прошедший путь от Сталинграда до стен Берлина.

Подготовил Евгений Лаюк