Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (106) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО НАРОДА


"МЫ - БРАТСКАЯ АРМИЯ!"


Подготовка Белградской операции началась 20 сентября 1944 г., однако небольшой срок, отведенный на нее, не помешал командованию фронта своевременно создать сильную ударную группировку, способную выполнить поставленную задачу. Это делало честь нашим командным кадрам всех степеней. Как известно, и ход, и результаты этой операции свидетельствуют о последовательности и точности, с какими командование 3-го Украинского фронта выполняло намеченный план.



На первом этапе (28 сентября–10 октября) 57-я армия во взаимодействии с частями 14-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) прорвала приграничный оборонительный рубеж противника, преодолела его сопротивление и вышла к Мораве. С ходу форсировав реку, захватила на западном берегу плацдармы и обеспечила ввод подвижных войск фронта. Правый фланг 57-й армии прикрывали корабли Дунайской военной флотилии.
На втором этапе (11–20 октября) 57-я армия, 4-й гвардейский механизированный корпус и фронтовые резервы во взаимодействии с 14-м корпусом НОАЮ, развивая наступление, перерезали основные коммуникации противника в долине Моравы, соединились с 1-й армейской группой НОАЮ. Совместно с ней они окружили и уничтожили 20-тысячную группировку врага юго-восточнее Белграда и освободили столицу Югославии. Тем временем югославские и болгарские войска, действуя совместно, овладели крупными узлами дорог и опорными пунктами, перерезали основную коммуникацию Салоники–Белград, по которой немецко-фашистское командование отводило войска с юга Балкан.
Первый этап Белградской операции отличался внезапным началом наступления, очень быстрым перенесением усилий с одного участка на другой, умелым маневром частей и соединений. Известно, что главные силы 57-й армии накануне наступления были сосредоточены на правом фланге. Но вскоре обстановка настоятельно потребовала перенести усилия на левый фланг, что и было сделано без промедления. Когда же стал очевидным успех, основные события развернулись в самом центре полосы наступления.
Наиболее ожесточенная борьба разгорелась за овладение узлами дорог и опорными пунктами – Неготин, Штубик, Болевац, Заечар, Княжевац. Одновременно было организовано преследование отходящего противника, окружение и уничтожение его частей и подразделений. К концу первого этапа, как и предусматривалось, 57-я армия преодолела труднопроходимые Восточно-Сербские горы и, спустившись в долину Моравы, форсировала ее на широком фронте.
К 10 октября войска 3-го Украинского фронта уже располагали на западном берегу Моравы плацдармами, с которых предстояло ринуться к Белграду подвижным соединениям. До югославской столицы оставалось сотни полторы километров. В это же время 10-й гвардейский стрелковый корпус 46-й армии 2-го Украинского фронта вышел на левый берег Дуная и навис над белградской группировкой. Наступавшие на Ниш, Лесковац и Скопле югославские и болгарские войска сковали силы противника и воспрепятствовали немецко-фашистскому командованию перебросить их на Белградское направление. Основные пути отхода группы армий «Е» были перехвачены. Враг оказывал отчаянное сопротивление, стремился вывести из-под удара свои главные силы.
С огромным нетерпением ожидали воины 1-й армейской группы НОАЮ встречи со своими братьями – советскими солдатами. «Наши братья-красноармейцы должны почувствовать всю ту горячую любовь к ним, которую мы носим в наших сердцах, почувствовать, что мы братская армия», – говорилось в обращении командования 12-го корпуса к личному составу. В ночь на 11 октября первыми встретились советские и югославские разведгруппы, а на рассвете следующего дня произошло соединение одного из батальонов 1-й бригады 5-й дивизии НОАЮ с передовыми отрядами нашего 68-го стрелкового корпуса.
Ввод в сражение 4-го гвардейского механизированного корпуса был осуществлен 11 октября. Уничтожая опорные пункты и заслоны противника, части корпуса во взаимодействии с частями 1-й армейской группы НОАЮ вечером 13 октября достигли южных подступов к столице Югославии. Но прежде чем начать штурм Белграда, предстояло разгромить противника, укрепившегося на горе Авала. В ночь на 14 октября, после короткой, но мощной артподготовки, начался штурм укреплений. Первыми двинулись танки, а вслед за ними механизированные подразделения вместе с пехотными частями НОАЮ. Бой увенчался успехом. Тем временем войска 57-й армии продолжали развивать наступление. 75-й стрелковый корпус во взаимодействии с 14-м корпусом НОАЮ 15 октября овладел опорным пунктом Пожаревац, а затем и Смедерево. 20-тысячная вражеская группировка, окруженная западнее Смедерева, была лишена возможности прийти на помощь белградскому гарнизону. 68-й и 64-й стрелковые корпуса выходили в это время к реке Западная Морава. 14 октября был освобожден город Ниш.
Югославскую столицу оборонял гарнизон, насчитывавший свыше 20 тыс. человек, 40 танков и около 170 орудий и минометов. Немецко-фашистское командование заранее подготовилсь к упорной защите, соорудив два оборонительных обвода. Наибольшей прочностью обладал городской обвод, проходивший по окраинам и упиравшийся своими флангами в реки Сава и Дунай. Город был разделен на ряд узлов сопротивления, оборонявшихся боевыми группами.
К штурму Белграда привлекались: с советской стороны – 4-й гвардейский механизированный корпус, 73-я гвардейская и 236-я стрелковые дивизии, три артиллерийские бригады, 16 артиллерийских, минометных и самоходно-артиллерийских полков, одна зенитная артиллерийская дивизия, три отдельных зенитных артиллерийских полка; с югославской – 1, 5, 6, 11, 16, 21, 28 и 36-я пехотные дивизии. Действия советских и югославских войск поддерживали 17-я воздушная армия и Дунайская военная флотилии.
Идея штурма состояла в том, чтобы фронтальным ударом на узком участке прорвать городской оборонительный обвод, обходным маневром части сил выйти в тыл гарнизона и с ходу овладеть мостом через Саву. Затем предусматривалось несколькими ударами главных сил рассечь вражеский гарнизон на изолированные очаги и уничтожить их.
Было очевидно, что штурм обширного города объединенными усилиями войск двух стран потребует организации самого тесного взаимодействия между ними. Осуществить это взаимодействие на местности командующий 3-м Украинским фронтом поручил генерал-полковнику С.С. Бирюзову и генерал-полковнику артиллерии М.И. Неделину. С югославской стороны вопросы взаимодействия решал командующий 1-й армейской группой НОАЮ генерал Пеко Даичевич.
Главный удар наносили 4-й гвардейский механизированный корпус, 73-я гвардейская и 236-я стрелковые дивизии, 1-я и 6-я Пролетарские дивизии, 5-я и 21-я ударные дивизии 1-го Пролетарского корпуса НОАЮ в направлении Банички-Вис, площадь Славия, крепость Калемегдан, вспомогательный – 11-я, 16-я, 28-я и 36-я ударные дивизии 12-го корпуса НОАЮ в общем направлении Чукарица, Топчидер, Главный вокзал. Штурм города обеспечивали артиллерия и авиация 3-го Украинского фронта, а также корабельная артиллерия Дунайской военной флотилии.
Во второй половине 14 октября более 300 орудий и минометов и 24 установки «катюш» обрушили огонь на передний край обороны противника и опорные пункты, располагавшиеся вдоль южной окраины города. Полчаса бушевал огонь на участке, площадь которого не превышала четырех квадратных километров. Но вот огонь прекратился, и воины устремились вперед, к Белграду. Здесь, на его улицах и площадях, бои не затихали в течение семи дней и ночей. Еще до начала штурма были получены сведения, что фашистское командование намеревалось превратить югославскую столицу в сплошные развалины. С этой целью оно распорядилось подготовить к взрыву правительственные и административные здания, исторические памятники, крепость, водопроводную и канализационную сети, электростанцию, порт. Военный совет 3-го Украинского фронта отдал приказ войскам по мере освобождения кварталов немедленно приступать к разминированию всех важнейших объектов. Для этого было выделено семь инженерных батальонов. Советские саперы обезвредили 845 объектов, в том числе 85 центральных зданий. Они сорвали варварский замысел разрушения Белграда.
Освобождение Белграда проходило в чрезвычайно сложной обстановке. Боевые действия в городе велись одновременно с ликвидацией группировки противника, окруженной юго-восточнее и южнее его. Не считаясь с потерями, эти войска рвались в город. И если бы им удалось прорваться, то бои, безусловно, затянулись бы, возросло бы число жертв и увеличились бы разрушения. Но этого, к счастью, не случилось.
После отказа немецких войск капитулировать, советские и югославские части одновременно нанесли по сходящимся направлениям несколько ударов, и 19 октября вражеская группировка была ликвидирована. А 20 октября 1944 г. отгремели последние залпы и на улицах югославской столицы; пала последняя цитадель гитлеровцев – крепость Калемегдан. В те октябрьские дни погибло свыше 2900 бойцов НОАЮ и около 1000 воинов Красной Армии.
Сражение за Белград навсегда вошло в историю как образец боевого содружества советского и югославского народов, беззаветной храбрости в боях против общего врага. За мужество и отвагу, проявленные в боях при освобождении Югославии и ее столицы, правительство этой страны наградило орденами и медалями свыше 2000 советских воинов. Тринадцать из них были удостоены тогда звания Народного Героя Югославии, в том числе командир 4-го гвардейского механизированного корпуса генерал В.И. Жданов, командир 73-й гвардейской стрелковой дивизии генерал С.А. Козак, командир 10-й штурмовой авиадивизии генерал А.Н. Витрук, флагманский минер Дунайской флотилии капитан 3-го ранга Г.Н. Охрименко. Орденами и медалями Советского Союза были награждены 300 бойцов и командиров НОАЮ, сражавшихся бок о бок с советскими солдатами.
Чтобы увековечить память братской помощи югославскому народу, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 19 июня 1945 г. учредил медаль «За освобождение Белграда». Этой медалью были награждены все участники Белградской операции. Отличившимся советским частям и соединениям было присвоено наименование Белградских.
Белградская операция имела важное политическое и военное значение. В ходе ее совместными действиями югославских, советских и болгарских войск была разгромлена армейская группа «Сербия», нанесено поражение значительной части сил группы армии «Е». Она вынуждена была отходить по трудным горным дорогам через Черногорию и Боснию, неся большие потери от непрерывных ударов частей НОАЮ. С освобождением Белграда и Сербии НОАЮ получила прочный тыл и возможность создать сплошную линию фронта. Опираясь на боевую и материальную помощь Советского Союза, НОАЮ развернула в последующем операции по освобождению еще оккупированной врагом части страны. Без Советского Союза, говорил И. Броз Тито на V съезде КПЮ, «была бы невозможна победа над фашистскими захватчиками, было бы невозможно освобождение Югославии, было бы невозможно создание новой Югославии».