Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (106) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО НАРОДА


ЧАС МУЖЕСТВА ПРОБИЛ НА НАШИХ ЧАСАХ


Командование немецко-фашистских войск особое значение придавало захвату Ленинграда – крупного индустриального, научного и культурного центра СССР. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.



В конце сентября 1941 г. положение наших войск на фронте ухудшилось.
К этому времени 300-тысячная группа армий «Север» опоясала стальным кольцом Ленинград, Ленинградский фронт и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала город с Большой землей, но и она подвергалась непрерывным бомбежкам.
Убедившись, что штурмом город взять не удастся, фашистское командование начало осаду. 21 сентября были разработаны тезисы доклада «О блокаде Ленинграда»: «...сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее  Невы Финляндии».
Вражеская авиация усилила налеты на Ленинград. Пользуясь подавляющим превосходством, бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город тысячи фугасных и зажигательных бомб. Воздушные пираты не оставались безнаказанными. В сентябре 1941 г. из 2712 самолетов, пытавшихся прорваться к Ленинграду, лишь 480 появились над городом, но из них 272 не вернулись на базы. Тогда вражеские летчики стали бомбить Ленинград ночью, с больших высот. Но и в этих условиях защитники ленинградского неба успешно вели с ними борьбу.
Положение в городе становилось все тяжелее. Запасов продовольствия для войск и жителей по состоянию на 12 сентября 1941 г. было не более чем на 30–60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде еще находились десятки тысяч беженцев. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 г, а все остальные – по 200 г недоброкачественного хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов.
В сентябре 1941 г. начала действовать Дорога жизни – водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь города со страной по Ладожскому озеру. Она приобрела стратегическое значение, помогла отстоять колыбель Великого Октября. По ней направлялись пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Осенние штормы и непрерывные бомбардировки значительно замедляли темп перевозок.
Начался голод. С 13 ноября 1941 г. норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 г хлеба, а все остальные – по 150 г. Когда прекратилась навигация по озеру и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 250 г на рабочую карточку и 125 г на все остальные. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали все, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.
В конце ноября ударили морозы до 40 градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать железные печки-времянки, выводя трубы в окна. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, паркет, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.
К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать у станков.
По указанию Государственного Комитета Обороны Военный совет Ленинградского фронта начал подготовку к строительству через Ладожское озеро военно-автомобильной дороги. 19 ноября был подписан приказ об организации перевозок, прокладке ледовой дороги, ее охране и обороне. Лед был еще тонкий, но голодный Ленинград не ждал. И 20 ноября по Ладоге пошел санный обоз. Подводы двигались с большими интервалами. Так в осажденный город были доставлены 63 т муки. 22 ноября 60 машин вышли в ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила 33 т продовольствия. Лед не мог еще выдержать нагруженных машин, а гонять их с половинным грузом было невыгодно. Тогда приняли оригинальное решение: половина груза укладывалась на сани, которые прицеплялись к автомашинам.
Результаты самоотверженной работы не замедлили сказаться. 16 января 1942 г. на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 т было доставлено 2506 т грузов. Темп перевозок стал непрерывно возрастать.
В конце ноября 1941 г. по Ладоге началась эвакуация жителей. Но массовый характер она приняла лишь в январе 1942 г., когда окреп лед. В начале апреля растаял снег, лед на озере покрылся водой местами на 30–40 см. Но движение не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шоферам. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. С 24 ноября 1941 г. по 21 апреля 1942 г. через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361 309 т грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.
В первой половине ноября 1941 г. противнику удалось захватить Тихвин и близлежащие районы, а на Волховском направлении перерезать железную дорогу Тихвин–Волхов. Дальнейшее продвижение врага было приостановлено, но Ленинград лишился последней коммуникации, по которой шли грузы к Ладожскому озеру, а затем в город. Именно в этот период ленинградцы стали получать самую маленькую пайку хлеба.
Встретив организованное сопротивление на реке Волхов, наши войска начали закрепляться на правом берегу. В результате успешных боевых действий под Тихвином и Волховом окончательно провалилась попытка фашистов изолировать Ленинград от страны.
В конце ноября 1942 г. Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования соображения насчет ведения боевых действий зимой, одной из главных задач войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады. 2 декабря Ставка утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов. Готовность операции, условно названной «Искра», определялась к 1 января 1943 г. Координировать действия фронтов было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову.
Местом прорыва блокады был избран шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. Войскам предстояло в условиях зимы прорывать сильно укрепленную оборону противника.
12 января 1943 г. в 9 часов 30 минут тишину разорвал залп «катюш». Во всей полосе наступления 67-й армии началась артподготовка. Выстрелы почти двух тысяч орудий и минометов слились в сплошной гул. 2 часа 20 минут над обороной врага бушевал огненный смерч. Дальнобойная артиллерия, чтобы не разрушить лед у левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага – батареям, штабам и командным пунктам, узлам дорог.
Как только кончилась артподготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась тысячами воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Через пять минут главные силы устремились вперед. Успешно продвигались по льду воины 269-го стрелкового полка. Батальону капитана Ф.И. Собакина для преодоления Невы потребовалось 4 минуты. Не успели гитлеровцы опомниться, как воины штурмовых групп и передовых подразделений поднялись на ледяной скат и ворвались в траншеи врага. Завязался ожесточенный рукопашный бой. По изрытому многочисленными воронками левому берегу Невы раскатилось могучее «ура!». Лавина бойцов, прокладывая путь огнем, штыком и гранатой, устремилась навстречу воинам Волховского фронта.  
К концу первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма. Утром наши части возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника в Шлиссельбурге.
На небольшом участке местности продолжались ожесточенные бои, основная тяжесть которых легла на плечи пехоты.
Утром 13 января 330-й стрелковый полк овладел железной дорогой и юго-западной окраиной Шлиссельбурга, а затем атаковал Преображенскую гору. К полудню гора, часть города и станция были заняты.
В ночь на 18 января командир 26-го немецкого армейского корпуса решил вывести войска из Шлиссельбурга и отвести их к Синявино. К полудню части 136-й стрелковой дивизии и 61-й танковой бригады обошли с севера и юга Рабочий поселок №5. Сотни метров оставались до встречи с волховчанами. Вскоре 123-я стрелковая бригада заняла и Рабочий поселок №1. Таким образом, разгромив за шесть дней противника и достигнув места встречи с волховчанами, войска 67-й армии выполнили свою главную задачу в операции.
В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. 
 В 1943 г. значительно улучшилось положение осажденного Ленинграда. К концу года трудящиеся частично или полностью ввели в действие 85 крупных заводов и фабрик. Летом в Ленинграде работало 212 заводов и фабрик союзного подчинения.
К зиме 99% жилых домов имели действующий водопровод. Было отремонтировано 350 тыс. кв. м уличных магистралей и дорог, идущих к линии фронта. Стали курсировать около 500 трамваев.
Линия фронта по-прежнему проходила у стен города, на улицах и площадях рвались снаряды, причиняя ущерб и унося тысячи жизней. Потеряв всякую надежду захватить Ленинград, враг стремился причинить ему возможно большие разрушения, сжечь его.
9 сентября 1943 г. Военный совет Ленинградского фронта представил в Ставку свои соображения на дальнейшее ведение боевых действий, где говорилось о плане освобождения Ленинграда. Наши войска сосредотачивались для наступления скрытно, с соблюдением строгих мер маскировки. В 9 часов 35 минут тишину нарушил грохот орудий и минометов. Открыли огонь морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-й армии началась в 10 часов 40 минут. Одной из первых ворвалась в траншеи противника стрелковая рота капитана Марченко. Огонь артиллерии, атака танков и пехоты в первый момент ошеломили гитлеровцев.
Утром 19 января советские войска овладели Красным Селом. Вторая полоса обороны противника оказалась прорванной. Вечером войска 42-й и 2-й ударной армии соединились в районе Русско-Высоцкое и замкнули кольцо окружения вокруг петергофско-стрельнинской группировки врага. К исходу 20 января эта группировка была уничтожена. Немецкие войска потеряли убитыми около 20 тыс. солдат и офицеров. Тысяча гитлеровцев сдалась в плен.
За семь дней войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали сильно укрепленную оборону 18-й немецкой армии на ее флангах и нарушили устойчивость обороны противника на Ленинградском направлении. Разгром фланговых группировок противника создал угрозу окружения его соединений в районе Луги. 21 января войска Волховского фронта перешли в наступление по всему фронту. Войска 59-й армии с этого же дня развернули наступление в направлении на Батецкую и Лугу. К концу 26 января они вышли к верховьям реки Луга, захватили плацдарм на левом берегу и на участке ст. Передольская–Уторгош перерезали железную дорогу Ленинград–Дно.
К исходу 27 января наши войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы, продвинулись от 60 до 100 км и перерезали важнейшие коммуникации. С освобождением Пушкина, Гатчины, Любани, Чудово и Октябрьской железной дороги блокада была полностью снята. Закончилась беспримерная эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду. И не только выдержавшего, но и победившего!