Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 4 (106) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ ВЕЛИКОГО НАРОДА


1941: АТАКУЮ БЕРЛИН


Фашистское командование даже и не думало о том, что план «блицкриг» может провалиться. И уж тем более оно и мысли не допускало о том, что в 1941 году небо над Берлином содрогнется от рокота моторов советских бомбардировщиков.



В 20-х числах июля идею бомбардировки Берлина впервые высказал адмиралу Н.Г. Кузнецову командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков. Одобрив и поддержав ее, Кузнецов 26 июля доложил о предложении морских авиаторов Сталину. И уже на следующий день было принято решение поручить нанесение ударов дальней авиации Балтийского флота, так как только с ее аэродрома на острове Сааремаа можно было достичь столицы рейха. 30 июля Жаворонков прилетел на Балтику в 1-й минно-торпедный авиаполк, которым командовал полковник Е.Н. Преображенский. Именно этому полку поручалось нанесение ударов возмездия по Берлину.
К немалому удивлению Жаворонкова, после его слов об ответственном задании, командование полка сразу же представило карту предполагаемого маршрута, расчеты и список из 36 экипажей, предварительно отобранных для этой операции. Оказалось, что в полку тоже думали о бомбежке Берлина и даже провели необходимые расчеты. Потому уже 4 августа группа самолетов полка перелетела на остров Сааремаа и приступила к подготовке налетов на Берлин. И в ночь на 8 августа самолеты 1-го минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота, ведомые командиром полковником Е.Н. Преображенским и штурманом капитаном П.И. Хохловым, взлетев с аэродрома Кагул на острове Сааремаа, нанесли удар по вражеской столице. Появление советских бомбардировщиков над Берлином встревожило фашистов. Они отказывались верить, что на них падают советские бомбы и что 10 тыс. листовок, на которых были фотоснимки и убедительные цифры потерь гитлеровцев на фронте, сброшены советскими летчиками. В результате бомбардировки в городе возникли пожары, сопровождаемые взрывами.
Для наращивания мощи ударов по Берлину на Сааремаа прибыли две группы самолетов ДБА, одну из которых возглавлял заместитель командира 200-го авиаполка майор В.И. Щелкунов, другую – командир эскадрильи 22-го полка дальних бомбардировщиков капитан В.Г. Тихонов. Боевой работой групп руководил штаб ВВС Военно-морского флота.
8 августа в 81-ю авиадивизию, которой командовал М.В. Водопьянов, поступил приказ Ставки: «Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9 на 10 августа или один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кенигсберг...».
10 августа на аэродроме Пушкин под Ленинградом приземлились восемь самолетов ТБ-7 из этой дивизии. В экипажах групп ДБА находились бывалые, обстрелянные авиаторы с большим опытом длительных полетов. Удар по Берлину экипажами 81-й дивизии должен был наноситься вслед за экипажами ВВС Балтийского флота и групп ДБА Щелкунова и Тихонова. Взлет экипажей этой дивизии начался в 20 ч. 40 мин. 10 августа.
Первым на задание взлетел командир эскадрильи майор А.Н. Тягунин. У северной оконечности восточного мыса Лужской Губы корабль был дважды атакован советскими истребителями, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Второй воздушный корабль старшего лейтенанта А.А. Перегудова также был обстрелян своими. Самолет по приказу с земли был посажен на свой аэродром, имея 11 пробоин. Вслед за Перегудовым взлетел командир эскадрильи подполковник А.А. Курбан со штурманом майором Г.П. Молчановым. В половине второго ночи с высоты 7500 м они сбросили бомбы на Берлин. Удачно стартовал экипаж майора М.М. Угрюмова. Преодолев все трудности, он дошел до Берлина и сбросил бомбы, хотя цель была закрыта облачностью. Из-за потери детальной ориентировки экипаж произвел вынужденную посадку на поле в районе Торжка. Высокое летное мастерство Угрюмова и Ковалева и правильный выбор места приземления помогли спасти машину и экипаж.
На своем аэродроме погиб командир эскадрильи майор К.П. Егоров. Почти сразу после отрыва его самолет с правым креном пошел на снижение и ударился о землю. Причиной катастрофы стал отказ правой группы моторов.
Неудачей закончился и полет комбрига М.В. Водопьянова. Его самолет летел в сплошной облачности. С высоты 6800 м экипаж сбросил на Берлин серию фугасных и зажигательных бомб, но на обратном маршруте у северной части Чудского озера горючее закончилось, моторы остановились. Водопьянов спланировал и посадил машину на лес. Самолет сгорел. В этом полете высокое мастерство проявили второй летчик В.К. Пусэп, штурман А.П. Штепенко и другие авиаторы.
От 420-го полка этой дивизии на Берлин вылетело три самолета Ер-2 с экипажами А.Г. Степанова, В.М. Малинина и В.А. Кубышко. Всего из 81-й авиадивизии при налете на фашистскую столицу ночью 11 августа до цели дошли семь экипажей. Итоги этого налета на Берлин были отражены в приказе Народного комиссара обороны от 17 августа 1941 г.: «Первый удар 81-й авиационной дивизии по району Берлина прошел успешно... Однако в процессе подготовки и полета выявлен ряд существенных недостатков, требующих немедленного исправления. Командование дивизии организацией полета руководило недостаточно, а начальник штаба дивизии полковник Лышенко от руководства самоустранился. В результате плохой увязки маршрута имел место обстрел летевших самолетов на задание своими истребителями, зенитной артиллерией береговой обороны и кораблей. Летно-технический состав, несмотря на длительную подготовку к полету, в полной мере материальной части мотора и вооружения не освоил и плохо знал ее эксплуатацию. Работа моторов на кораблях ТБ-7 оказалась неудовлетворительной и послужила причиной нескольких вынужденных посадок».
Тяжелые летные происшествия в дивизии требовали тщательного разбора и анализа. Продолжать боевую работу было нельзя, не выяснив причин этих происшествий, чем и занялся с первых дней своего командования дивизией Александр Евгеньевич Голованов. Чтобы устранить все эти недоработки, пришлось привлечь для помощи опытных авиаторов из других частей, инженерно-технический состав авиационных заводов. Вскоре дивизия приступила к продолжению полетов в глубокий тыл противника.
Всего с 8 августа по 4 сентября 1941 г. советские летчики совершили на Берлин 10 налетов, выполнив 90 вылетов. Удары, за исключением первого, совершались в условиях ожесточенного противодействия средств ПВО, были сопряжены с потерями, но имели огромное значение. Они потрясли Германию, вселили в советских людей твердую уверенность в победе над врагом. Одновременно с налетами на Берлин ударам подверглись военные объекты в городах Мемель, Данциг, Кенигсберг, Кольберг, Плоешти, Сулина, Бухарест, Констанца, Варшава. Все это свидетельствовало, что советская авиация оправилась от первых внезапных ударов, способна действовать на всем советско-германском фронте и наносить удары по глубокому тылу противника.
В газете «Правда» от 18 августа сообщалось: «Подвиги советской авиации вызывают заслуженное восхищение во всем мире. Военный обозреватель американского агентства «Юнайтед Пресс» заявил: «Одним из важных факторов успешных военных действий Красной Армии является огромная сила советской авиации и танковых соединений. Налеты советской авиации на Берлин английская печать и радио единодушно расценили как свидетельство мощи советской авиации и новое доказательство лживости хвастливых заявлений германской пропаганды об уничтожении советских Военно-воздушных сил».
За участие в ударах по тылам противника звания Героя Советского Союза удостоены летчики и штурманы ДБА майоры Василий Иванович Щелкунов, Василий Иванович Малыгин, капитаны Василий Гаврилович Тихонов, Николай Васильевич Крюков и лейтенант Вениамин Иванович Лахонин.