Общероссийский ежемесячный журнал
политических и деловых кругов



Архив



№ 1-2 (104) - 2010

ТЕМА НОМЕРА:

Безопасность Отечества


СТРАШНОЕ "ЛИДЕРСТВО" РОССИИ


Экзотический в прошлом героин сегодня получил в России широчайшее распространение, в основном поступая сюда из подпольных лабораторий в Афганистане. Каждая третья смерть в мире от афганского героина приходится на Россию. Сегодня мы потребляем пятую часть мирового объема этого наркотика. Это больше, чем в США, Канаде и Китае, вместе взятых. Согласно данным ООН, процент россиян, вовлеченных в злоупотребление опиатами, в 5–8 раз превышает соответствующий показатель в странах ЕС. У нас столько опиумных наркоманов, сколько во всех остальных странах Европы, вместе взятых.
Не надо забывать и о других наркотиках. Каждый год у нас регистрируется 80 тыс. новых наркоманов, а из наркозависимых 2–2,5 млн – люди в возрасте 18–39 лет.
Адекватны ли меры, предпринимаемые нашим государством, по предупреждению и пресечению нелегального оборота наркотиков, профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных масштабам проблемы? С очень большой долей вероятности мы можем сказать: «Нет!».
Что же государство и общество делают, чтобы снять остроту этой проблемы поистине национального масштаба? Мы представляем мнение руководителя Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова.



ИвановИгломания: масштаб пандемии

– Какова статистика распространения наркотических средств в России? Как она изменилась в 2009 году?

– В настоящее время наркомания захлестнула все без исключения страны мира. По сути она – глобальное бедствие, которое несет угрозу государствам и уничтожает генофонд наций. По оценкам экспертов ООН, число людей, употребляющих наркотики, достигает 200 миллионов. Страшные цифры!
Не обошла стороной эта беда и нашу страну. За последние годы Россия не просто «подсела на иглу» афганских опиатов, но и стала абсолютным мировым лидером по их сбыту и потреблению. За последние десять лет число только официально зарегистрированных в стране больных с диагнозом «наркомания» выросло почти на 60%. По данным Минздравсоцразвития РФ, количество обратившихся за помощью лиц, потребляющих наркотики, составляет более полумиллиона человек. Реальное же число потребителей наркотиков оценивается специалистами примерно в 2,5 млн человек.
Несмотря на рост объемов изымаемых наркотиков, ежегодно из Афганистана в нашу страну контрабандно ввозится не менее 12 т чистого героина, а это 3 млрд(!) разовых доз.
Опиаты, прежде всего героин, в России употребляют до 90% всех наркозависимых, и весь он имеет исключительно афганское происхождение. Каждые сутки в стране от него умирает 82 человека призывного возраста, то есть в год – 30 тысяч человек: в два раза больше, чем за все десять лет войны в Афганистане! Но это только официальные цифры. На деле количество потерь от афганских опиатов значительно выше.
Несмотря на запредельный для нашей страны уровень наркопотребления, наркодавление на российское население продолжает нарастать. Об этом свидетельствует рост объемов изъятий опиатов и гашиша афганского происхождения. При сохранении этой тенденции прогноз неутешителен: через пять лет в каждой десятой российской семье будет по наркоману, принимающему афганские наркотики.

– В каких регионах России сложилась наиболее неблагоприятная ситуация с распространением наркотиков? Каковы причины этого?

– Наркотрафик активен как в непосредственной близости от России, так и на российской территории, где действуют турецкие, иранские, афганские, пакистанские организованные преступные группировки. Антинаркотические комиссии ряда субъектов РФ, в частности тех, что примыкают к российско-казахстанской границе (Оренбургской, Челябинской, Астраханской областей), отмечают возрастающую угрозу «героинизации» населения.
В числе первоочередных мер по противодействию афганскому наркотрафику – укрепление государственной границы РФ. К сожалению, барьером на пути возрастающего наркопотока она в настоящее время не является. Если бы граница была защищенной, то на ней можно было бы задерживать 28–30% наркотиков. У нас же изымаются жалкие проценты, да и то – если повезет. Особенно это касается российско-казахстанской границы протяженностью более 7,5 тыс. км. Она очень слабо оснащена технически. Если автомобильные пункты пропуска, хотя и с существенным отставанием по времени, реконструируются, то техническое оснащение железнодорожных пунктов пропуска сохраняется на уровне 1992 г. Грузовые составы не досматриваются, отсутствует даже возможность их внешнего осмотра, так как они проходят через пункты пропуска без остановки. Тридцать железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска находятся на значительном удалении от госграницы. В этих неконтролируемых зонах, как правило, и происходит сброс крупных партий афганских наркотиков. Потом их дробят. Раньше были разовые изъятия по 500–700 кг, даже до тонны, теперь ситуация другая. Самая крупная партия, которую нам удалось задержать в прошлом году, – около 130 кг. В конце января этого года в Свердловской области наши оперативники задержали ОПГ, которая пыталась доставить в область более 42,5 кг афганского героина высокой степени очистки.
Облегчает наркотрафик и существование на территории России участков железной дороги, принадлежащих государственным и коммерческим структурам Казахстана. Так, например, ж/д станция Локоть Алтайского края, находящаяся на нашей территории в 94 км от госграницы, остается объектом Восточного участка железной дороги Республики Казахстан. Она – вне режима пограничного и таможенного досмотра. Такая же ситуация характерна для Омской и Астраханской областей. Это не позволяет осуществлять контроль поездов среднеазиатского формирования, дает возможность сбрасывать наркотики на перегонах между пунктами пропуска и госграницей.
Изымать наркотики, миновавшие границу и рассеявшиеся по стране, значительно сложнее. По данным экспертов, органам правопорядка удается перекрыть лишь 10–15% наркотрафика. Борьба с нелегальным оборотом наркотиков внутри страны не сможет быть столь же успешной, как эффективный контроль на границе. Необходимо принять дополнительные меры по усилению охраны госграницы и совершенствованию материально-технического оснащения пограничных пунктов пропуска.
Это то, что касается причин ухудшения наркоситуации в приграничных районах. А, например, на юге Дальневосточного федерального округа специфика ситуации обусловлена тем, что здесь на больших площадях произрастает конопля. Там каннабиоидная наркомания почти в четыре раза выше, чем в среднем по стране. К сожалению, здесь растет конопля с убойно высоким содержанием наркотических веществ. Именно это провоцирует развитие технологической базы по переработке марихуаны в более концентрированные и губительные гашиш и гашишное масло. Об этом свидетельствует статистика: если в 2006 г. здесь происходило 36% всех общероссийских изъятий, то в 2008 г. каждое второе изъятие по стране было именно на территории ДФО. Рост наркопреступности и наркопроизводства в регионе удается сдерживать благодаря целенаправленной деятельности антинаркотических комиссий субъектов РФ, работа которых системно организована Государственным антинаркотическим комитетом.
Уровень наркотизации населения в Уральском федеральном округе почти на 30% превышает среднероссийский. Здесь отмечается существенное преобладание потребителей опиатов. Приходится констатировать, что Урал превращен транснациональными наркокартелями в целевую мишень сбыта афганских героина и гашиша! Преобладание опиатов характерно для всех регионов, входящих в состав округа. Кроме того, в отдельных регионах, в частности, в Курганской и Челябинской областях, ХМАО, отмечается относительно высокий процент наркозависимых лиц, употребляющих синтетические наркотики. В то же время распространению наркотиков каннабисной группы в южных регионах округа в немалой степени способствует наличие собственной растительно-сырьевой базы.

– Взаимодействует ли ФСКН в деле борьбы с наркоманией с общественными организациями, и какую помощь они оказывают?

– Сегодня в России насчитывается более тысячи негосударственных организаций, один из видов деятельности которых – профилактическая антинаркотическая работа и социальная реабилитация наркозависимых. С большинством из них мы сотрудничаем и стараемся оказывать им помощь. Это общественные и молодежные движения, военно-патриотические и спортивные клубы, религиозные конфессии и многие другие.
Заметное место в профилактике наркомании занимают основные религиозные конфессии. В своих проповедях священнослужители внушают прихожанам неприятие наркотиков. В реабилитационных центрах они возвращают падшим веру в жизнь, дают надежду на будущее.
Совместно с негосударственными организациями сотрудники нашей службы проводят профилактическую работу с детьми из группы социального риска – помогают развивать дворовые, наиболее доступные виды спорта, работают в воспитательных колониях для несовершеннолетних, организуют смены в детских военно-патриотических лагерях. Так, в прошлом году в детских оздоровительных лагерях военно-патриотических смен «Юный спецназовец» побывало более 295 тыс. детей и подростков.

– С какими силовыми структурами (ведомствами) взаимодействует ФСКН и по каким вопросам?

– Мы взаимодействуем со всеми силовыми структурами России. На сегодня наша служба – основной координирующий орган, объединяющий деятельность правоохранительных органов по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков. Мы обмениваемся информацией, проводим совместные мероприятия и операции, делимся опытом работы. В частности, правоохранительные органы и спецслужбы РФ вместе с органами исполнительной власти ежегодно проводят комплексную оперативно-профилактическую операцию «Мак». В прошлом году благодаря этой операции из незаконного оборота выведено около 18 т наркотиков – около 540 кг героина, более 15 т марихуаны, почти 1,6 т маковой соломы, более полутонны гашиша, около 221 кг опия, свыше 190 кг гашишного масла.
В 2009 г. силовые структуры нашей страны выявили и пресекли почти 240 тыс. наркопреступлений, расследовали более 18 тыс. наркопреступлений, совершенных преступными сообществами, организованными группами или группами лиц по предварительному сговору. Из них более 14,5 тыс. расследовано органами наркоконтроля.
О плодотворном сотрудничестве говорят и такие цифры. В прошлом году всеми правоохранительными органами страны из незаконного оборота изъято почти 46 т наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ.